1988 – 1997
* * *
Тот, кто умеет ждать, обычно не внакладе: приходит некий день, сбывается мечта – он выпускает в свет заветные тетради, где волею чужой не тронул и листа.
Тот, кто умеет ждать, обычно не внакладе: он приезжает вновь в родимые места, увенчанный молвой, представленный к награде, и неспроста молва, и слава неспроста.
Тот, кто умеет ждать, обычно не внакладе: естественным путём уходит нищета, и вот на снимке он с семьёю при параде – в новинку хороша земная суета.
Не ослабел талант и не затронут злобой, и больше не страшат бытьё и забытьё, и всё бы ничего, да оглянись попробуй – как будто жизнь была, и не было её...
Февраль 1988
* * *
Вождю осанна! Радио гремело, корячились газеты и кино, и мало кто задумывался смело, что это не навек заведено. Но люди продолжали жить на свете – стирали, ели, мучились трудом. И целовались. И рождались дети. И реки не стояли подо льдом. И где-нибудь в прокуренной столовке стелился разговор не о вожде – о подвалившей даром поллитровке, о наконец-то выпавшем дожде, о ценах на шевро и на запчасти, о том, что умирают старики... Всё было к делу – счастье и несчастье. Жизнь продолжалась смыслу вопреки.
Декабрь 1988
РАБ
Восторг раба, целующего руку, в которой плеть и жалкий леденец, изведал я; изведал также муку, кладя восторгу этому конец. А рабский труд в отсутствие восторга не сотворит неповторимых дел, и вот меня пригнали к месту торга: "Быть продану", – хозяин повелел. Владелец новый прост и человечен; он молод – я гожусь ему в отцы. Он о свободе произносит речи, и плети нет, а только леденцы. Он говорит, что призовёт науку, чтобы потом дать вольную рабам, и я опять протянутую руку с былым восторгом подношу к губам!
Февраль 1989
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ диптих
1.
Не писательство, а описательство, где нет места изящной словесности, ибо к ней не имеют касательства ключевые слова этой местности:
мусор, хляби, разруха, уныние, электричка, бетон, ограждение; и всё явственней вижу отныне я в здешних лицах печать вырождения.
Как же это случилось со столькими? – я пластинкой заезженной думаю. Проплывают за грязными стёклами военторга палатки угрюмые,
драный щит с пожелтевшей газетою, рядом лозунги замысловатые... И стыдимся свидания этого мы с тобой, без вины виноватые.
2.
Местности этой пространство и воля грустью наполнены не оттого ли, грустью с молчаньем земли пополам, что так внезапно возник над угором необъяснимым, но явным укором полуразваленный брошенный храм?
Место, где встал он, – провиденье Божье: быстрая Истра течёт у подножья, в мягкой излучине – нежный лужок, далее рощи весенняя дымка; для одного – композиция снимка, а для другого – сердечный ожог.
Что, обожжённое сердце, грохочешь, словно из тела ты вырваться хочешь, больно стучишь в зарешёченный бок? Вздумало освободиться от боли? Зря – ибо нет ни пространства, ни воли там, где отвергнут и высмеян Бог.
...Майское небо зависло над лугом, молкнет земля под нелюбящим плугом, вечером вспомнятся у костерка тусклые окна и тусклые лица, и не спасёт ключевая водица: чаша сия беспросветно горька!..
Май 1989
* * *
Выйду в тамбур; по старой привычке постучит по карману ладонь: где, мол, тут сигареты да спички? – но давно уж не нужен огонь, и не нужно во мраке свеченье светлячка, и не нужен дымок, и попытке сосредоточенья всё равно бы дымок не помог, потому что, когда убегает жизнь твоя за немытым окном, лишь одно на земле помогает всё же выжить меж явью и сном, меж сигналом зелёным и красным, меж прямых и извилистых трасс – это вера, что ты не напрасно едешь именно здесь и сейчас.
Ноябрь 1989
* * *
В.
Оглядываюсь, недоумевая, как будто услыхав негромкий зов, и вижу свет вечернего трамвая, и память отпускаю с тормозов. И словно на старинной на картине, которая лишь чудом спасена, я вижу жизнь в обратной перспективе – чем дальше, тем отчётливей она.
Трамвай звенит, с дуги слетают искры, и снова пуст задумчивый бульвар, и мне не нужно философских истин, когда передо мною Божий дар. Я вглядываюсь пристально и зорко; что вижу я – не разглядит никто: трамвайный путь и белая позёмка, трамвайный путь и красное пальто...
Май 1991
* * *
По плиткам щербатым пройдемся, и дело с концом: прощанье с Арбатом, прощанье с Садовым кольцом. Последние петли, последний заход на вокзал... Походим, помедлим, как некогда Шефнер сказал.
Последняя строчка ложится на мятый листок. Поставлена точка. Спасибо, московский исток. Осенние меты – морозцем листву обожгло. Пристало ли медлить, когда уже время пришло?
Доверимся небу – ведь что-то задумывал Бог, – доверимся снегу, который на волосы лёг, доверимся птицам и времени после зимы... Листва обновится. Листва обновится. А мы?..
Сентябрь 1991
КРЫМ, СЕНТЯБРЬ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОГО
Всё вместе – чудо: время, место и припасы, оно поэтому не каждому дано – зубами рвать едва поджаренное мясо и пить холодное и кислое вино, а после этого за линией прибоя ложиться на воду доверчивым плечом, и видеть небо бесконечно голубое, и слышать море, и не думать ни о чём. И две недели нерастраченного лета без отупенья, без надрыва мышц и жил... За что, о Господи, Ты мне даруешь это, когда ещё я ничего не заслужил? А может, это лишь попытка утешенья, покуда молодость не кончилась моя, за все грядущие потери и лишенья, за непосильную поклажу бытия?..
Июль 1993
* * *
В.
Помнишь, как мы мечтали в старости поселиться в маленьком городке на морском побережье, чтобы сплошь окружали незнакомые лица и о прошедшей жизни вспоминалось всё реже, чтобы зима была без метельного воя и по утрам просыпаться, звуки прибоя слыша... Так оно и случилось – не вовсе по нашей воле, а хочется верить, и по велению свыше. Море не рядом, но близко; нет метельного воя, зато почти что полгода живешь, от жары тупея, и то, что сзади осталось, уже не совсем живое, а с каждым днем застывает, как под пеплом Помпеи. О невесомый пепел – он плотнее гранита! А то, что еще подвижно у жизни моей на склоне, уже не могу припомнить, в Москве ли было прожито, в средневековой Альгамбре, а может быть, в Вавилоне. Дорога в наше сегодня сделала много петель, но городок, в котором мы живем и стареем, чист, уютен и зелен, и только витает пепел – витает пепел над нами, как над каждым евреем.
Декабрь 1993
* * *
Документальное кино времён конца пятидесятых. Теченье кадров нецветных и от царапин полосатых. Сюжет: московский Первомай – нет более благоговейных! На мавзолей взошли вожди, у мавзолея муравейник.
За кадром слышен детский хор: – Летите, голуби, летите! На весь экран – лихой кузнец, соревнованья победитель, потом известный футболист, забивший на Олимпиаде, – и вдруг я вижу сам себя: иду, наверх с восторгом глядя.
Да разве только я один? – творим все вместе это действо, а в центре действа – мавзолей, где рядом гений и злодейство (ещё я верю в этот бред – на гениев не вышла мода, – ещё почти десяток лет до шестьдесят восьмого года).
Документальное кино, мозаик нецветная смальта! Толпа спускается к реке; внезапно островок асфальта, и в трещине росток травы, и происходит чудо это, где несколько часов назад шли танки и ползли ракеты.
Ах, жизнь – была и не была, полвека прочь – и всё сначала!.. Ретроспектива старых лент в программе русского канала. Я был частицей той толпы – и вот вопрос из самых острых: узнаю ли себя потом в кино начала девяностых?..
Июнь 1994
* * *
Наука жить даётся тяжело: хотя её уроки принимаешь, но то, что предстоит, не понимаешь, а понимаешь только, что прошло.
Наука жить – наука воевать за место или за кусок получше; тебе, к примеру, обломился случай, а ты зевнул, – а нечего зевать!
Наука жить – наука побеждать: в ней есть свои фронты, атаки, пушки; мог оттеснить кого-то от кормушки; не оттеснил; чего же ожидать?
Наука жить молчит, считая дни, и розгами сечёт за каждый неуд, и стыдно признаваться в том, что неуч, когда кругом отличники одни.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вот место, где не принято спешить, где лишь молчанье камня и металла и где судьба навеки уравняла умевших жить и не умевших жить.
Июль 1995
* * *
Ефиму Пищанскому
Человек поутру надевает одежду, как надевают цепи, долго едет в битком набитом автобусе или метро, целый день проводит в конторе, лаборатории или цехе, а когда возвращается, во взгляде его мертво. До юбилейного "50" человек потихоньку дожил, год от году приближаясь к пресловутой косе, и смертельно устал, оттого что всю жизнь был доказывать должен, что ты такой же, как все, – а ты не такой, как все. И вот однажды, в обычный день, человек бросает вызов власти, друзьям, сослуживцам – он разрывает круг, последовательно получает разрешение, паспорт, визу, прощается и улетает далеко-далеко на юг. Человек поселяется рядом со Средиземным морем, вскорости забывает про слякоть, про снег и лёд, поутру надевает одежды минимум миниморум и делает ту работу, которую Бог пошлёт. Он привыкает к терактам, как привыкает к обстрелу тот, чей дом оказался в прифронтовой полосе... Жизнь начинать сначала – совсем непростое дело, а евреем быть – это значит быть не таким, как все. Человек не ходит в бейт-кнесет, не соблюдает субботу, не сводит концы с концами, неважно знает иврит. Но каждый день, просыпаясь, он говорит: – Слава Богу. А может быть, только думает – громко не говорит.
Август 1995
* * *
Белые плиты, серые плиты, чёрные плиты солнцем облиты. Страсти, победы, беды, обиды ждут за оградой, тихо скуля. Тёмные кроны. Тени на плитах. Нет именитых, нет знаменитых. Длинный, спокойный, медленный свиток – прах поколений держит земля.
Нет именитых, нет знаменитых, нет сановитых – делится свиток лишь на забытых и незабытых, всё остальное – просто слова. Падают башни, рушатся стены, сонмы героев сходят со сцены, плиты ложатся так постепенно, так постепенно всходит трава.
Вот и проходит время земное. Как это странно – стать перегноем, чтобы на почве, вспоенной зноем, рос виноградник, овцы паслись!.. Время стирает знаки на плитах – и на базальтах, и на гранитах. Лишь раскалённый золота слиток. Лишь голубая вечная высь.
Сентябрь 1997
|
|
1957 - 1977 гг. |
1978 - 1987 гг. |
1988 - 1997 гг. |
2007 г. |
МЫСЛИ НА СКВОЗНЯКЕ Послесловие Евг.Витковского |
|