1978 – 1987
ВОЗВРАЩЕНИЕ
На Казанском в такси сажусь: за три дня притомился в дороге я да везу основательный груз кызылкумского плодородия. Чемодан и мешок вещевой спят в багажнике, слуги верные. Привалившись к стеклу головой, засыпаю почти мгновенно я. Возвращается лето в мой сон – по песку колея колёсная, добела раскалённый песок, даже тень – и та раскалённая. Жаль, что это только во сне, а в Москве на последнем месяце ходит осень, и первый снег в свете фар отчаянно мечется. Так мираж переходит в быль, сновиденьем смятенье выразив... Отъезжает автомобиль, вещмешок с чемоданом выгрузив. Словно переступив провал, у подъезда стою, ошарашенный: я ведь адреса не назвал, и водитель его не спрашивал...
Февраль 1978
НОЧНОЕ ШОССЕ
Исчезает массив за углом, ветер псом завывает вдогон, улетают во тьму за стеклом перфокарты вечерних домов. Бьёт с обочин подснежная прель, заползает невидимый дым, и приходит мой новый апрель молодым и безбожно седым. Он себе отрывает билет и, садясь по соседству со мной, "Сколько зим, – говорит, – сколько лет ты зачем проходил стороной?" Опускаю лицо поскорей, словно путь мой меня закружил, только прыгает свет фонарей да подфарники встречных машин, только шины скрипят о бетон, – ну, а что я ответить могу? В двух словах не расскажешь о том, как в дугу меня гнуло, в дугу, как летели не дни, а года журавлями над стылой водой, и душа моя стала тогда молодой и безбожно седой. Я молчу. Открывается дверь, и опять запах прели и дым, и уходит мой новый апрель, разобижен молчаньем моим. С ветром в лад завывает мотор, и полночный автобус летит, и Коломенский белый шатёр мне вослед с укоризной глядит.
Апрель 1978
КРЫЛО
Автобус уходит в Капотню, да стоит ли ехать туда? – апрель, а с деревьев сегодня холодная каплет вода, и в лужах берёзы полощут мысочки пятнистых чулок, и облик царицынской рощи совсем по-осеннему строг. Похоже, вчера только лето окончилось тихой строкой – такой в монотонности этой щемящий и ровный покой. И лишь за тропинкою жёлтой на фоне высоких домов крыло из багряного шёлка скользит над зелёным холмом. Под тем треугольником броским, обтянутым тканью сырой, пытается мальчик-подросток парить над холодной землёй. С холма разбежавшись, он мчится, взлетает под острым углом – и падает мягко, как птица, как птица с подбитым крылом. И снова взбирается к свету, и руки опять распростёр, и есть в монотонности этой щемящий и горький укор. Автобус уходит в Капотню, нам ехать туда – ни к чему, а мальчик крыло своё поднял и молча бредёт по холму.
Май 1978
* * *
Вот и зима пожаловала, Господи, Твоя воля! Ждали её, как лекаря, сулящего исцеление. За час превратились в ровное перебелённое поле правильные газоны в асфальтовом обрамлении.
Как же светло в окрестности, Господи, Твоя воля, будто идём не по улице, а по весеннему саду мы. Все равны перед снегом, и можно себе позволить пройти по дорожке собственной, а не по тем, что заданы.
Что ж это в мире делается, Господи, Твоя воля, если нас утешает странное утешение – что новый снег нам приносит не ощущение боли, а мимолётной свободы летящее ощущение!..
Октябрь 1978
ГОНКИ
А что заставляет их носиться стремглав по склонам крутым, по ямам и по воде, склоняться к земле и, кожу с лица содрав, опять выпрямляться, глядя в глаза беде? Плюют мотоциклы грязью из-под колёс, стреляет выхлоп, словно старый наган, потом, глядишь, у этого сплющен нос, а у того надолго груз привязан к ногам. В очках и шлемах, в толстых куртках и без они несутся, угарным ветром дыша. Мне непонятно, какой в них вселился бес – чего в смертельных гонках ищет душа? Ведь я – педант, отчаянность не по мне, и риск не тешит, а тем более бой, – предпочитаю с книжкой наедине, а ещё лучше – просто с самим собой. Но это внешне, а где начало начал, которое ветер обыденности не загасил? А что заставляет меня не спать по ночам и слово искать, дрожа от нехватки сил? Себе говорю: наважденье своё стряхни, усилья твои порой не стоят гроша. Но что заставляет писать о гонках стихи и мчаться в грязи, угарным ветром дыша?!
Апрель 1979
ПОДВАЛ
Старинной кладки дом – отличнейшая кладка! По цоколю русты, заглажен каждый шов. Когда-то здесь была порядочная лавка: высокой марки снедь и в выборе большом.
Под лавкой шёл подвал, и в потайном подвале, где было круглый год прохладно и темно, хранилась тишина и тихо вызревали сычужные сыры и рейнское вино.
А в дальнем закутке, где сельдяной бочонок уютно почивал меж банками миног, мальчишка-гимназист, затравленный волчонок, посиживал не раз, печально одинок.
За лавкой во дворе весь день играли дети, – он игры не терпел и ненавидел двор. Пишу автопортрет: я жил уже на свете и слушал шорох вод и камня разговор.
Пытался звуки те я передать словами и снова в мир пришёл перед большой войной. На этот раз подвал завален был дровами; я часто в нём сидел, голодный и больной.
Я помню: каждый день – воздушная тревога, надежда уцелеть отчаянно слаба... Иные в эти дни смятенно звали Бога – мне выжить помогли подвальные слова.
Теперь другие дни, теперь другие речи, и в том подвале склад каких-то запчастей. Но мальчик там сидит, худой и узкоплечий, он странно не похож на остальных детей.
Он шепчет много раз одно и то же слово и оттого порой впадает в забытьё... Однажды я умру, но в нём воскресну снова, и в этом состоит бессмертие моё.
Май 1979
* * *
Я погиб в сорок первом году. И семи мне не было лет. Помню, мама нашила звезду мне на куртку, себе на жакет. Помню, с мамой за руку шел, а сестра пошла впереди, и косыночки белый шелк трепетал на её груди. Я ещё не слышал тогда слов таких, как смерть и расстрел, я не знал, что нужна звезда, чтобы взять точнее прицел. Скрежетнула винтовок сталь, звёзды желтые – все в крови...
Никогда я взрослым не стал, никогда не узнал любви, и со мной опустилась в ночь та, что мне была суждена, и любимая наша дочь не была на свет рождена, и за ней не родился сын – математик, скрипач, поэт...
Надо мною навеки синь. Надо мной навек монумент. Где расстреляны были мы, серой массой вознёсся он – словно пасмурный день зимы, обезличен и отрешён. Мама там превратилась в Мать, шёлк сестры – в берёзок ряды, и нельзя нипочём узнать цвет и форму нашей звезды. Жёлтый цвет – или красный цвет? Шесть лучей – или пять лучей? И звезды на бетоне нет, да и сам-то бетон – ничей!
...Я погиб в сорок первом году, не успев осознать тот час. Но однажды я к вам приду, воплотившись в одном из вас. Я приду, сам себе суля возвращение в отчий дом. Как же встретит меня земля – состраданием или стыдом? – та земля, родная стократ, проклинаемая порой, всё вместившая – рай и ад, жизнь, забвение и покой!..
Декабрь 1979
Я ВЕРНУСЬ
Я вернусь в этот город задумчивый, сонный, лобастый, где от прошлого века ещё сохранились лабазы, где легко уживаются школа и купол собора, – я вернусь в этот город, но только, наверно, не скоро.
Там на улицах тихих сквозь камень трава прорастает, там простые утехи, одежда и пища простая, дождевая вода наполняет замшелые бочки и красавицы местные издавна служат на почте.
Я вернусь в этот город, к заборам его и собакам, погляжу на реке на давно покосившийся бакен, работяга-буксир пыхнет облачком лёгкого чада, – я полжизни прожил в ожидании этого часа.
Я вернусь – на неделю, на месяц, а может, надолго, и сниму себе угол, и лодку куплю плоскодонку, и под вёсельный говор, под говор неспешный и мерный...
Ты прости меня, город. Уж больно я стал суеверный.
Июль 1980
* * *
Ветка выстрелила в спину. Оглянулся – никого. Только ночь, да ветер длинный, да мороза торжество. Только лес и тропка эта, заплутавшая в глуши, и далёко до рассвета, до спасения души, потому что нет спасенья там, где светятся они, отдалённого селенья желтоватые огни. Ночь и там, в домах нагретых, в жёлтых сотах, где царит полуправда полусвета, что за стёклами горит, – полуправда полуриска свой лелеять фитилёк... До опушки так не близко, и рассвет ещё далёк. Он, конечно же, настанет с отпущением грехов, только жаль, что нас не станет после третьих петухов.
Март 1981
ДОРОЖНАЯ ПЕСНЯ
Я возьму тебя за руку, за руку, поведу тебя за реку, за реку, – в горной речке вода холодна. Доверяясь усталому посоху, мы пойдём по воде, яко посуху, – по камням чёрно-белого дна.
А за речкою роща багряная, и когда над верхушками гляну я в голубую задумчивость гор, там увижу – цепляется за небо озорное лохматое зарево: на отроге пылает костёр.
И с тобой мы пойдём не без робости по тропинке, что вьётся у пропасти, в те края, где нетающий снег и где люди обличья не нашего ни о чём нас не станут расспрашивать, а предложат еду и ночлег.
Мы уснём под созвездьями близкими, что повисли ледовыми брызгами в исчезающем дыме костра. И о том, как прекрасно быть поняту, скажут звёзды, летящие по небу, от заката всю ночь до утра...
Апрель 1981
* * *
Опять провисшею дугой качнулся мостик под ногой, качнулся на своих канатах, мгновенной бездною пугнул, и в это время зрак заката мне прямо в душу заглянул –
и увидал, что нет боязни ни сверху, ни на самом дне: ни лет, ни бедности, ни казни уже давно не страшно мне, хоть и качается порой дрожащий мостик подо мной.
А страшно, что пройдут года, и не останется следа судьбы не праздной, но напрасной. Зачем я приходил сюда? Садится солнце, и вода становится густой и красной...
Май 1981
* * *
Жизнь свою на куски раздери – пусть в стихи превратятся они: что получше – друзьям раздари, что похуже – в саду схорони.
Схорони, лишь себе сохрани утешительных несколько строк, чтобы в будущем, в чёрные дни, о малиновке вспомнить ты мог –
о малиновке в милом краю, в день, когда бушевала весна, певшей горестно песню свою о мгновенности жизни и сна.
И, на заступ ногой опершись, ты себя отряхнул от оков в час, когда безутешная жизнь разрывалась на сотни кусков!..
Октябрь 1981
ОСЕНЬ
И снова осень валит Тамерланом... Анна Ахматова
Увидеть на гнедом или буланом летящего по огненным полянам не только мне доступно одному. Но осень сопоставить с Тамерланом! – тут нужен гений. Поклонюсь ему, и припаду губами к царской длани, и в лес осенний пряну на рыси... Я к слову прикоснулся, будто к ране: жива доныне в этом Тамерлане извечная трагедия Руси. В круговоротной осени природы уже таятся летние заботы и новый бег буланого коня. Но что мне делать с чувством несвободы? О русский гений, охрани меня!..
Октябрь 1982
* * *
Снег метёт пеленою густою, беспорядочно в окнах мечась... Боже мой, но чего же я стою, если так и развеется час?! Что я стою и что же я значу и какие дела по плечу, если, слыша вселенские плачи, я вздохну и опять промолчу?
Промолчу без проклятий и злобы, поплотней занавешу окно... Снег летит, наметает сугробы, человеку пройти мудрено. На исходе последнего часа в завороженном шуме ветвей мудрено сквозь метель докричаться и не сбиться с дороги своей.
Снег метёт всё белей и бездонней – вот уже не пройти по крыльцу, – словно белой тяжёлой ладонью бьёт наотмашь, и всё по лицу. Переулки мои опустели, поселился в них мёртвый покой. Я стою посредине метели с обожжённою левой щекой.
Январь 1983
* * *
Погода скучная – ни сердцу, ни уму. Москва седая, затрапезная и старая. Но вечереет, и душа родит усталая вздох облегчения, Бог знает почему.
Вздох облегчения, недолгий, как зимой меж днём и вечером сиреневые сумерки, когда все звуки и цвета как будто умерли, а может, замерли, и хочется домой.
Седые сумерки незримою чертой отъединили все былые увлечения, былые тайны, и со вздохом облегчения душа прощается с ушедшей суетой.
Ещё не чищено, и скользко под ногой, но от зимы уже осталось лишь название. Вздох облегчения и вздох очарования – как славно дышится хотя бы час-другой!..
Апрель 1983
РУССКАЯ ПЕСНЯ
Над седой равниной вечно, без роздыха чёрный ворон кружится с жёлтыми веками. На родных погостах крестами да звёздами мы свои дороги пометим, как вехами.
Не одни подошвы собьются и сточатся о песок и камни, о дороги древние. До поры до времени спит одиночество, до поры до времени, до поры до времени.
На тропе ли горной, на траве ли шелковой по лицу сырое скользнёт дуновение, и прикроет ворон свои веки жёлтые на одно мгновение, на одно мгновение.
Не успею с Богом о встрече условиться, понять не успею, что судьба кончается. На одно мгновенье земля остановится, на одно мгновенье душа опечалится...
Август 1983
* * *
Сам у себя разрешенье выпрашивал, сам и отказывал – из опасения: дом этот, в жёлтое с белым окрашенный, не для прогулок и не для глазения.
К Новому году, однако, не выдержал, путы разъял, как завязки на саване, воображение за руку вытащил и усадил на автобус до Гавани.
Вот и ограда, литая, чугунная, даты под вензелем, портик с колоннами. В доме темно в эти ночи безлунные, только лампады горят под иконами.
Марши как улицы, залы как площади – вот где поэта жилище исконное! Воображение движется ощупью, ищет и даже находит искомое.
Стопка бумаги, перо и чернильница – что же царёво и что же тут Богово? Кто-то аукнется, кто-то откликнется... Господи, страшно! помилуй убогого!
Да и куда мне, земному и грешному, в эту обитель высокого гения? Кто-то живёт в этом доме по-прежнему, кто-то несёт своё вечное бдение.
Прочь – в современность, в густую обыденность, в будничность горькую, кисло-лимонную!.. Воображение даже обиделось за обращение бесцеремонное.
Воображение стонет в бессилии, слыша паркетин тягучее пение. Кто-то окликнет меня по фамилии, сердце сорвётся в оцепенение...
Январь 1984
* * *
Могильник на месте такыра, фундамент на месте бархана, загадка восточного мира – седая страна Маргиана. В раскопах глубоких и длинных, прямых и с извивами петель, царят обожжённая глина и белый спрессованный пепел. Пустыня замешана густо на вареве пепла и солнца – недаром учил Заратустра, что всё из огня создаётся. Огнём залита панорама, и в этом жестоком пожаре дрожат очертания храма живыми, как явь, миражами. А около храма и в храме, сплавляя каменья и глину, гудит нестерпимое пламя, оно и являет причину того, что в пустыне не пусто – история в пепле и тлене, – недаром учил Заратустра, что только в огне обновленье. И заступы тягостно стонут, входя в прокалённую почву, и в пепле читает историк отчёт беспристрастный и точный о вечном сраженье Ормузда с бессчётной ордой Аримана... О пламенный дом Заратустры – седая страна Маргиана! Каких натерпелась насилий, в каком запрокинулась крике, какие пески заносили дороги твои и арыки! И всё-таки выжило слово, попав на людские скрижали, и ты поднимаешься снова живыми, как явь, миражами.
Август 1985
* * *
Стоит рассветная, неточная, обманчивая тишина, и хватит повода ничтожного, чтобы рассыпалась она, дробясь осколками стеклянными и замирая в свой черёд, и день заботами и планами привычно в комнату войдёт, и мысли, чувства, ощущения в привычном круге побегут... Но перед самым пробуждением ведь были несколько минут, когда легко, как ткань бумажная, взрезался мир клинком ума, и жизни суть, обычно страшная, проста казалась и пряма! Мне это все спросонок нравится – распахнут, ясен мир лежит, и с Богом призрачное равенство страшит и голову кружит. Но через миг в окно доносится, стеклянным дребезгом звеня, безумная многоголосица ничем не меченого дня. О, явь потерянного праздника, где простоты в помине нет и каплями кроваво-красными сквозь пальцы капает рассвет!..
Октябрь 1985
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ
Монотонная струйка прозрачно тонка, в опрокинутом конусе вдоволь песка, а на дне – только дымка... Каждый день, что песчинка: упал и пропал вперемешку с другими; ничто как толпа не творит невидимку.
А песочек струится быстрее слегка, и сравнялись уже по запасам песка два стеклянных сосуда. Невидимки уже оставляют следы, но из дюн золотистых у синей воды нам не надобна ссуда.
Это позже поймём, что состарились мы, это позже попросим песочку взаймы, да никто не отсыплет. Запоздав, невидимки лицо обретут – в их чертах будет отблеск часов и минут дня, что временем выпит.
И уже не пронзит никакая тоска, ибо слой уходящего в небыль песка до прозрачности тонок, и уже никакая печаль не пронзит, и песчинка последняя, медля, скользит по слиянью воронок...
Январь 1986
В РАЗГАРЕ ЛЕТА вариация на тему одноименного фильма польского режиссёра Феликса Фалька
...Всё это происходит в самом разгаре лета на Богом забытом хуторе, в чёрно-зелёной тени, где лес и овраг за домом покажутся краем света, ежели там безвыездно прожить немногие дни.
Живут мужчина и женщина, – кажется, душа в душу, – любовница и любовник или муж и жена. Он то стучит на машинке, то гуляет, задумавшись; служит ему на кухне и в постели она.
Там, возле края света, лежит большое молчанье на чёрно-зелёном газоне, на цветастой тахте. Длинными душными днями, грозовыми ночами кажется весь этот хутор подвешенным в пустоте.
Потом герой уезжает на два дня или на три по делу в неближний город – и застревает в нём. И тут чужак, незнакомец, как в воду брошенный натрий, взрывает тень хуторскую слепящим жёлтым огнём.
Он в дверях вырастает, он прекрасно смеётся, радость в глазах, как в бокале мозельское вино; женщина его кормит и легко ему отдаётся, в глазах её удивлённых зелено и черно.
Наутро чужак уходит, он исчезает в чаще, а тут возвращается первый – любовник или супруг – и женщину видит молчащей, но только не так молчащей, и всё вокруг неизменно, и всё изменилось вокруг.
На хуторе появляются солдаты; они загоном охотятся на преступника, сбежавшего из тюрьмы. А что же визит незнакомца? Вряд ли он был законным, по лицу героини догадываемся мы.
Хозяин уходит с ротой, через плечо забросив показанный крупным планом Зауэр три кольца, и после слепящей вспышки мы видим лежащего в просе убитого человека – но не видим лица.
Асфальтовая дорога вьётся между холмами, женщину и мужчину уносит автомобиль. Ничто не напоминает о случившейся драме, в брошенной ими пуще – чёрно-зелёный штиль.
В самом разгаре лето, день назойливо-душен, небо горит слепящим бело-жёлтым огнём. Мы, кажется, что-то поняли в двух потрясённых душах, – может быть, послезавтра что-то в себе поймём.
Может быть, осознаем, к фильму вернувшись снова, освободившись от будничных принадоевших пут, что женщина и мужчина не вымолвили ни слова за сто почти бесконечных, за сто экранных минут...
Февраль 1986
СОНАТА ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО
– Дека рассохлась, провисла струна, ухают эфы, как филин в ночи, – я не устала, я просто больна... – Скрипка, молчи!
– Не было на чердаке, в сундуке птичьего грая и красок зари, вот и хриплю у маэстро в руке... – Скрипка, замри!
– Жаль мне беззвучных, потерянных лет, сумрачных лет прозябанья в тени, жалок мучительный мой флажолет... – Скрипка, нишкни!
– Снова умолкнуть? И сохнуть с тоски в жизни задушенной, полупустой? Милый рояль, потерпи по-мужски... – Скрипка, постой,
скрипка, волшебница, как это вдруг? – у обветшавшей и полунемой – чистый, прозрачный, божественный звук... – Боже ты мой!..
Май 1987
* * *
Давай уедем в город... Давид Самойлов
Давай уедем в город, где не были ни разу, нисколько не похожий на виденные прежде, а разве что на мельком услышанную фразу о снова обретённой нечаянной надежде.
Давай уедем в город, не думая о плате, – платить придётся завтра, а нынче всё неважно: душа плывёт над миром кабинкой на канате, и вниз глядеть так остро – и весело, и страшно.
Давай уедем в город, устроим на день праздник, порадуемся молча пока зелёным веткам, а городов немало стеснительных и разных, и что такое праздник? – листок, летящий с ветром!..
Август 1987
|
|
1957 - 1977 гг. |
1978 - 1987 гг. |
1988 - 1997 гг. |
2007 г. |
МЫСЛИ НА СКВОЗНЯКЕ Послесловие Евг.Витковского |
|