1957 – 1977
МАЛЬЧИШКИ
Дождём и ветром осень пишет книжки на жёлтых и оранжевых листах, и робкие нескладные мальчишки всё так же ждут в условленных местах.
А на раскладках продают Вечёрку, листы сыреют от густой росы, и шустрые смешливые девчонки всё так же не приходят под часы.
В решеньях скоры, да и что тут думать? – порвать, покончить, рубанув с плеча! – и у мальчишек, мокрых и угрюмых, сердца всё так же ноют по ночам.
Но снова вечер, старый плащ отчищен, и дождь, и ветер – право, пустяки, и верные упрямые мальчишки всё так же ждут, подняв воротники.
Сентябрь 1957
* * *
Может, в самом деле, может, во сне – объявление белым пятном на стене: "Продаётся друг! Настоящий друг! Продаётся друг по сходной цене!"
Собрались зеваки густой толпой, каждый вбил в бумагу свой взгляд тупой: – Продаётся друг? Как же это вдруг? Тут не удивится только слепой!
А к чему толпиться, как стадо овец, вопрошать, удивляться, шуметь, наконец? Кто признался вслух: – Продаётся друг! – тот, по крайней мере, честный подлец.
Может, он один такой человек: остальные клянутся в дружбе навек, предают людей – продают друзей, а потом поливают слезами чек!
Декабрь 1961
АКТЁР
Играл он слуг, студентов и рабов, майоров с поседевшими висками. Затиснут в роли десятью строками, дожил негромко до вставных зубов.
С ним режиссёр заботы не имел. От первого прогона до премьеры им занимались только костюмеры – все знали: всё, что надо, он умел.
А он и впрямь – бывало, так пройдёт да глянет, не промолвив даже слова, что критика – на что народ суровый! – и то строкой его упомянёт.
А он прочтёт – и на неделю рад; приходит утром бледный с перепою, и лишь наедине с самим собою подумает: ни званий, ни наград.
А что поделать – жизнь не удалась, и некому адресовать укоры, и вспоминать не хочется актёру, что был – один – но всё же был тот раз!
А было так – авария, аврал: ангина всесоюзного кумира! Горел спектакль. Он вызвался на Лира. Он даже строчку текста переврал –
но не было ни капли ремесла, лишь таинство витало над рядами. Лир умирал, но в зале не рыдали – вся публика с ним вместе умерла.
...Назавтра он опять играл раба.
Июнь 1965
БЕГ
Хлопок стартёра – и рывок вперёд! Уверенное, ровное дыханье. Толчок. Наклон. Теперь помочь руками, и вот он сзади, первый поворот. Четыре поворота – первый круг. Ещё четыре взяты незаметно. Не так уж много – десять тысяч метров. Всё хорошо. Всё правильно. И вдруг...
В твоих глазах зелёный стадион покатится зелёными кругами, дорожка пошатнётся под ногами и вспыхнет солнце тысячей корон. И тут уж к чёрту тренерскую власть, вгонявшую тебя в твой график грозно: глотая жадно раскалённый воздух, тут только б удержаться, не упасть. Ну, шаг ещё. Ещё. Ещё один. Полшага, друг! О, адская работа! В глазах темно от солнца и от пота, и сердце разрывается в груди, и кажется, разумнее всего с дистанции сойти и лечь в сторонке, не думать ничего об этой гонке, не видеть и не слышать ничего. Но снова шаг. И шаг. И снова шаг. И форма вся насквозь уже промокла. И вот внезапно – будто настежь окна – ты можешь снова не хрипя дышать! С лица сползает трагедийный грим, упруги мышцы, под ногами твёрдо. Тебе ещё далёко до рекорда, но финиш близок и победа с ним. И всё теперь отдашь одной мечте – пешком дойти, коль нету сил домчаться, и застонать от боли и от счастья на этой трижды проклятой черте!
Июнь 1965
* * *
Обычнейший мотив: зима и Новый год. Но не игра огней в домах и на бульварах, а светлая печаль, которая живёт лишь в пушкинских стихах да в переулках старых. И не узор в окне, что создан декабрём, и на узоре том танцующие тени, а просто мягкий снег под жёлтым фонарём, ветвей над головой тревожное сплетенье...
Декабрь 1965
ВАЛЬС В РИТМЕ ДОЖДЯ песня
Солнца не будет – жди, не жди, третью неделю льют дожди, третью неделю наш маршрут с доброй погодой врозь. Словно из мелких-мелких сит, третью неделю моросит. Чтоб не погас у нас костёр, веток подбрось.
В мокрых палатках спят друзья, только дежурным спать нельзя. Сосны качаются во тьме, словно орган гудя. А у костра ни сесть, ни лечь, – как не устанет дождик сечь! Слушай, давай станцуем вальс в ритме дождя.
В небе не виден звёздный свет, в небе просвета даже нет, и под ногами не паркет, а в основном вода. Но согревает нынче нас этот смешной и странный вальс, и вопреки всему горит наша звезда!
Май 1966
* * *
Как шаги эволюции, мы обряды городим – всё хороним иллюзии, всё надежды хороним. Помогают нам в этом люди вовсе не скверные, а любви наши первые и друзья наши верные. Опираясь на заступ, перекурим недолго и опять приступаем к выполнению долга.
Если б ставить надгробья, чтоб утраты запомнить, то немалую площадь мог бы каждый заполнить, и на плитах могильных читалось бы ясно, что иллюзии были велики и прекрасны. Но ряды не сконфузят обелисков унылых: мы хороним иллюзии в братских могилах.
Поколения символ не на мраморе выбит. Помолчав, постояли, потянулись на выход. Путь прямой и широкий, путь обещанный, где ж ты? Ветви хлещут по лицам, сучья рвут нам одежды, словно тропкою узкой продираемся в чаще, – и хороним иллюзии мы с годами всё чаще.
Но всё реже заводимся мы в ответ на обиды, а в молчанье расходимся с рядовой панихиды, молча бродим по комнатам, где были покойники, молча смотрим на окна, лезем на подоконники, стёкла тусклые, мутные протираем, не ноем, и становимся мудрыми – но какою ценою!..
Ноябрь 1967
* * *
Тогда с утра над городом мело, густые тучи унося на запад, а человек оцепенел внезапно при самом входе в станцию метро.
Он высился скалой среди воды. Шли люди, все от инея косматы, и пятаки роняли в автоматы – в безгубые разинутые рты.
Снег тихо таял на его спине. Вниманья на толчки не обращая, стоял он, будто что-то обретая в той лишь ему доступной тишине.
А эхо поднималось к потолку, и в кассовом окне мелькали руки, и эскалатор, словно мясорубка, заглатывал гудящую толпу.
А он стоял и думал: – Боже мой, одно и то же. Всё одно и то же. Уже я половину жизни прожил, а понят не был даже и женой.
Бессмысленно – хоть в стенку бейся лбом: судьба меня куда-то всё заносит, холодный снег пути мои заносит, и я по ним шагаю наобум.
Мне всё твердят: нельзя терять ни дня; раз дело есть, забудь про искушенья. Но собственное верное решенье, куда ты ускользаешь от меня?
...Вблизи внезапно догорел фитиль, зал оглушили взрывами петарды: дежурные по станции педанты его просили вежливо пройти.
Он машинально сунул в щель пятак, прошёл в проём и медленно поехал, а к потолку опять взлетало эхо, крича вослед: – Не так! Не так! Не так!
Он вытер капли с мокрого лица, подумал, что, как снег, и время тает – всегда одной минуты не хватает, чтобы хоть раз додумать до конца.
Потом он вышел к дому своему. Густые тучи всё неслись на запад. Кругом стоял особый вкусный запах, присущий только снегу одному.
Он постоял недолго у реки. Она менялась, на глазах белея. Белели в парке длинные аллеи. Деревья надевали парики.
Земля стихала, вся белым-бела. Знакомых улиц изменялась внешность. И эта тишина и белоснежность на миг успокоенье принесла...
Декабрь 1967
АРТИСТЫ ЦИРКА
На этот номер музыки не надо: бьёт барабан горохом о листы. Преодолев предчувствие беды, выходит он на лезвие каната.
Вот мягкий взмах чувствительнейших рук, ударник смолк, и зрители затихли, и я не в цирке – в раскалённом тигле: страховки нет! головоломный трюк!
Ковёрный смотрит вверх, прижав парик. Тройное сальто! Тыщеустый крик, затихший вмиг – все жаждут продолженья. Напрасен страх: сверхточные движенья.
Но враг смертельный возле освещенья в тяжёлом хладнокровии могуч, и цирк перерезает острый луч и вызывает странное смещенье:
уже ногой опоры не найти... О слава, о богатство, не пьяните! – он видит параллельные пути, четыре одинаковые нити!
...Который год идёт за мною следом старинный фильм – он мой кошмар ночной: натянутый канат – передо мной; мне делать шаг, а я внезапно слепну.
Повисло солнце раскалённым шаром, под солнцем – параллельные пути, и, наконец, решаюсь я идти, и – пустота под следующим шагом.
Июль 1968
РЕБЁНОК
Когда ребёнок поднят ото сна перед рассветом или, скажем, в полночь, ребёнку, несмотря на нашу помощь, причина пробужденья неясна.
Весь опыт человечества не в счёт! Сидит ребёнок, отрешённый, строгий, и, как поэт из слов слагает строки, из ощущений мир воссоздаёт.
Он незнаком и чуден в этот миг. Вы на ребёнка посмотрите ночью – и в полумраке не глаза, а очи, и не лицо увидите, а лик.
Октябрь 1968
БАЛЛАДА ПАМЯТИ
Старухе скоро восемьдесят лет. Она похожа на живой скелет, а впрочем, для своих годов бодра и чувствует себя вполне прилично. А в доме никакого нет добра – лишь потемневший крест из серебра. Она читает иногда Завет и верит в Бога просто и привычно.
Для всех давно закончилась война, а ей, как прежде, видится стена, и автомат у той стены строчит, – живет её виденье, не старея. Но что же делать? Помни и молчи! Её семью забрали палачи за то, что в доме прятала она семью соседа – ветхого еврея.
О, эта чёткость – будто бы вчера! На солнцепёке, посреди двора... Старуха смотрит в тёмный лик Христа, качающийся за двумя свечами, и, словно поле белого листа, её душа спокойна и чиста: она, должно быть, слишком уж стара, чтоб это всё переживать сначала.
Но в час, когда затеплится восток, когда заноет тупо левый бок, кто на земле ей может объяснить – в награду память или в наказанье? А дни идут, прядётся жизни нить, и, ничего не в силах изменить, глядит с иконы православный Бог печальными еврейскими глазами.
Январь 1970
* * *
Снова ветер снегом вертит в середине октября, а вчера был тёплый вечер, многоцветная заря.
Мы не очень понимаем, как должно быть в октябре, но спокойно принимаем все зигзаги на дворе.
Дети атомного века, нас ничем не удивишь – ни теплом, ни ранним снегом, ни дождливым звоном крыш.
Смотрим ровно на природу, ни печали, ни суда: что поделаешь – погода, что поделаешь – судьба!
Лишь однажды, в день ли шумный или, может, в ночь одну подойдёшь почти бездумно к заметённому окну,
тронешь лоб стеклом прохладным, осознаешь – не пустяк: что-то всё-таки неладно, что-то всё-таки не так.
Октябрь 1971
* * *
Автопортрет на кладбищенском фоне, в красном тумане лиловые кони, лес небоскрёбов Шестой авеню, несколько очень хорошеньких ню –
вот вернисаж в иностранном журнале: в меру изыскан и в меру банален, в меру простой и доступный язык сотен журналов, альбомов и книг.
Впрочем, о том бы и помнить не надо, если б не лёгкая, что ли, досада: что-то занозой осталось во мне, что-то бежит холодком по спине.
Хоть и замедленно, всё же я понял: автопортрет на кладбищенском фоне – вечный, как мир, поединок с собой, в тёмных глазах бесконечная боль.
Осень, наверное; голые ветки, длинные волосы спутаны ветром, серых, как жизнь, обелисков ряды – автопортрет безысходной беды.
Пуля спокойно лежит на ладони, мчатся в тумане лиловые кони... Господи, как появился на свет мой ненаписанный автопортрет?!
Декабрь 1971
ЮВЕНАЛИЯ
Анисиму Кронгаузу
Ювеналия! Ювеналия! Праздник масок, шутов и ряженых! Тот в регалиях, тот в сандалиях, этот вымазал рожу ряженкой, хохот, пляски, скабрезные морды, дудки, флейты, гитары, бубны, – ювеналия правит городом – карнавал безумный и буйный! Тянет всех, словно в трубку смерча, хочешь, нет ли – какая разница! Ну, а если мне не до смеха? Если мне совсем не до праздника? Из толпы кричат мне и машут: брось чудить, иди веселиться! Но ведь это всё маски, маски, это маски, а где же лица? Где мой друг, рука моя правая, исповедник мой добрый без рясы? Верно, тоже захвачен лавою, в этом шабаше затерялся. Старший брат мой, в жизни опора, где ты, символ родного крова? Завалился, знать, в винный погреб, ювеналией очарован. И единственная, любимая, жизни, песни моей легкокрылость, осердясь, что я нелюдимый, от меня под маскою скрылась. Разноцветной кипящей массой буйно катится вал за валом, и – без маски – я тоже в маске неприятия карнавала. На душе темно и неважно, но, махнув на это рукою, я плыву в толпе, как бумажка, увлекаемая рекою. Лица тех, кто были мне дороги, исчезают и в памяти гаснут: ювеналия правит городом – нескончаемый, страшный праздник!
Март 1972
* * *
Бесконечны дела и заботы, как вода бесконечна в реке, лишь порою вздохну из-за боли под лопаткой и в левой руке.
Бесконечна безумная гонка, и на трассе сложны виражи. Ну, присядь, погляди на ребёнка или сказку ему расскажи.
Вот картины. Вот книги. Вот ноты. Вот гнездо и пищащий птенец. Ну, присядь, отдохни от работы. Вот еда. Вот вино, наконец.
Но и в звоне весёлых бутылок вдруг почудится: тенью ночной кто-то молча мне дышит в затылок... Оглянусь – никого за спиной.
Март 1973
* * *
Краюха хлеба, чеснока зубок, да миска щей, да стопка самогона – попасть под власть простейшего закона всегда хотел и никогда не мог.
Погаснет печка. Кочерга в золе. И только в ночь, седую от мороза, опять проснусь от едкого вопроса: кто я и что? зачем я на земле?
Декабрь 1973
СМОГ
Впереди все машины стали, сзади тоже тормоз визжит. Где-то возле Электростали над дорогою смог висит. Не туман, извечно знакомый, а густой, как мясной навар, смог из белых и серых комьев, не боящийся жёлтых фар. Матерится водитель хмуро, пробираясь по осевой. Вдруг у самых стёкол – фигура с непокрытою головой. Как в кино: остановка мига, пробуксовывает колесо, в хлопьях липкого смога – мимо проплывающее лицо. Чередуя то газ, то тормоз, умудряемся проползать. Успеваю увидеть только болью схваченные глаза. Боль была, как по коже рашпиль, – за стеклом, а будто моя: я лицо это видел раньше и глаза эти видел я! Но ни отклика, ни ответа, чтоб напомнить, мне суть открыв, – растворяет смог человека, как в кино стандартный наплыв. Огоньком свечу сигаретным: загадал мне загадку смог: не себя ль на шоссе я встретил, не себя ли узнать не смог?
Декабрь 1976
* * *
День весеннего равноденствия – равнодействие дня и ночи, холодов с теплом равнодействие, где никто уступить не хочет.
Друг на друга глядим невесело, – что невесело – плакать впору: в день весеннего равновесия хоть бы крохотную опору!
Видно, всё устроено правильно – как бы страсть нас не заносила, в день весеннего равноправия только сила ломает силу.
Но зачем же бряцать оружием, раз не знаешь – прав ты, неправ ты? ...День весеннего равнодушия, равнозначности лжи и правды...
Март 1977
* * *
Я целый вечер не курил – где астма, там нельзя курить, – а только пил и говорил – там обожают говорить.
Потом ушёл – был свет не мил и люди все нехороши, и с наслажденьем задымил – хоть что-то сделал для души.
Когда ж покой пришёл ко мне, и я до дома дошагал, увидел свет в своём окне, который я не зажигал.
Причина давняя тоски: пустует без меня жильё... А вдруг, рассудку вопреки, сбылось предчувствие моё?!
И я со всех помчался ног на свой седьмой этаж – пешком, и долго нажимал звонок, и упивался тем звонком!
Потом я руку уронил и перед дверью отупел, а мой звонок всё пел и пел – а может, телефон звонил, –
а я сидел на донце дня и думал, хмель с души гоня, что столько лет бегу на свет, которого на свете нет!..
Июнь 1977
* * *
Юрию Рощину
Мы прощаемся с полугруппой, уходящей своим маршрутом. Наш начальник песком прохрупал, мрачно бросил: – Ну, всё как будто. Тени длинные, словно змеи, по барханам ползли за ними. Сжал я челюсти, сжал, немея, так что даже зубы заныли. Что-то есть трагичное в этой резко выписанной картине – в человеческих силуэтах, растворяющихся в пустыне...
Октябрь 1977 Кукча
|
|
1957 - 1977 гг. |
1978 - 1987 гг. |
1988 - 1997 гг. |
2007 г. |
МЫСЛИ НА СКВОЗНЯКЕ Послесловие Евг.Витковского |
|