ИЗ КНИГИ
ПРОРОКА ИСАЙИ
ГЛАВА 1
Когда Иудея прославилась отступничеством и ложью,
когда правили ею Озия, Иоафам и Ахаз,
мне, Исайе, Амосову сыну, было видение Божье;
без боязни и умолчания о том возвещу сейчас.
Я обращусь к земле, к горам обращусь и к водам:
слышите – голос Господень пронзает небесную высь?
«Я взрастил сыновей, сделал особым народом,
они же Меня отвергли, против Меня поднялись.
Вол хозяина знает, и мулу не всё едино,
в какие ясли вернуться – хозяйские лучше всего;
а народ Израиля забыл своего Господина
и мнит о себе в гордыне: мол, обойдусь без Него».
О народ нечестивый, тёмное племя злодеев,
грешники без закона, погибельные сыны!
В смрадных струпьях и ранах лежит, в жару холодея,
как в лихорадке жестокой, – вот облик вашей страны.
Нет здорового места от темени до подошвы,
в язвах её затылок и сердце исчахло в ней.
Её излечить не в силах ни знахарь, ни лекарь дошлый,
не успокоят повязки и не смягчит елей.
Чем донять тебя, о народ, погрязший в грехе упорном?
Земля твоя опустела, города сожжены,
съедают чужие люди твоим добытое потом,
и жену отнимает у каждого возжелавший его жены.
Стоит Сион одиноко, как осаждённый город,
как шатёр в винограднике, как в огороде шалаш,
и мы давно бы погибли, словно Содом с Гоморрой,
если б не охранил нас Господь милосердный наш.
Слушайте ж слово Господне, о владыки Содома,
внимай же закону Божьему, о Гоморрский народ!
Господь говорит:
«Не нужны Мне дары из этого дома,
и петь молитвы не должен хулу источавший рот.
Я пресыщен сожженьем овнов,
скотов откормленных туком,
Я более не желаю жертвенной крови тельцов.
К чему Мне ваши молебны, если сердце для веры потухло,
о грешники, позабывшие Бога своих отцов?!
К чему Мне ваши молебны? В них дух подневольной работы!
Кто вас неволит нехотя в Мои приходить дворы?
Мне ненавистны ваши новомесячья и субботы,
и праздное ваше веселье, и тучные ваши пиры.
Вы множите ваши молитвы – Мой слух их слышать не хочет,
тёмное племя злодеев, погибельные сыны!
Вы простираете руки – Я закрываю очи,
ибо ваши ладони невинной крови полны.
Омойтесь же и очиститесь, помыслы ваши исправьте;
деяния ваши злые – их видеть невмоготу –
от глаз Моих удалите, прильните к добру и правде,
вдову от бед защитите, вступитесь за сироту!
Придите тогда, и рассудим – Я гнева помнить не стану,
увидев, что в помыслах ваших просторно и не черно;
и ежели души были от многих грехов багряны,
станут они белоснежны, словно ягнёнка руно.
Вас призываю: приблизьтесь;
пусть будут сердца ваши полны
огнём добра и заботой о том, чтоб он не погас.
Если же отречётесь, в своих заблужденьях упорны,
Моё разящее слово, как меч, покарает вас.
Ты прежде была знаменита, израильская столица,
правдою и законом, – утрачено это давно:
жадностью и пороком владык помечены лица,
серебро твоё стало изгарью и прокисло твоё вино.
Одни законопреступники правят нынче народом –
они сообщники воров, свет Божий им застит мзда,
они не спасают вдов, не помогают сиротам.
Но близок день Моей мести – о, как Я утешусь тогда!
А после возьму руками страну и её столицу
и, как в кипящей щёлочи, счищу грязи кору,
и свинцовое с оловянным навсегда удалится,
чтобы снова, народ Мой, сиять твоему серебру.
Я снова пришлю вам судей;
им, честным и умудрённым,
Я дам уменье и знанье, чтобы спасти страну:
люди спасутся правдой, Сион спасётся законом,
а тех, кто будет упорствовать, погибелью прокляну.
Ждёт их кара за мерзкие, вожделенные им дубравы,
где идолы холодеют, и за распутства сады;
и станут продолжающие вкушать от этой отравы,
как дуб с опавшими листьями и как сад без воды.
И станет зловредной искрой любое грешное дело,
а его исполнитель – отрепьем в горючей смоле,
и достаточно будет искры, чтобы она пролетела, –
и страшное это пламя не погасит никто на земле!»
ГЛАВА 2
Мне, Исайе, Амосову сыну,
был с Господним виденьем сон.
Слово Божье, суть и причину,
повелел мне запомнить Он,
чтобы людям сказать весомо,
что гора Господнего дома
выше гор станет в эти дни –
будут горы в её тени.
И пойдут к ней народы многие,
говоря: в дом Божий взойдём,
чтоб Израилева дорога
стала нашим вечным путём,
ибо Бог сказал: от Сиона
вам прольются лучи Закона;
слово правды, что сказано Им,
донесёт Иерусалим.
И людей по-людски научит
жить на свете Господень суд,
и мечи на орала могучие
все народы перекуют,
и в серпы переплавят копья,
и не станет смотреть исподлобья
тот народ на этот народ,
и навеки война умрёт.
Как бы славно уже сегодня
жить семьёю, а не толпой! –
но ушёл от света Господня
иудейский народ слепой,
перенявший от стран восточных
тьму обычаев их порочных,
филистимлянских колдунов
и познанье чужих сынов.
Стало много сокровищ разных,
серебро и золото есть,
табуны скакунов прекрасных,
дорогих колесниц не счесть;
есть богатства – но нет закона:
люди идолам бьют поклоны,
унизительны мольбы их
пред созданием рук своих!
О услышь, заносчивый грешник!
Спрячься в скалы, в землю уйди,
затаись в темноте кромешной,
ибо День суда впереди!
Обесценятся все награды,
и поникнут гордые взгляды,
и унизится трон владык –
лишь Господь пребудет велик
День грядёт, какого доныне
никогда не бывало здесь,
и унижена будет гордыня,
и унижена будет спесь,
и падёт осужденье Божье
на владык, возвышенных ложью,
и на всё, что вознесено, -
и унижено будет оно.
День грядёт на мачты морские,
что возвысились над волной,
на строения городские
и на башни стены крепостной.
День грядёт на кедры ливанские,
День грядёт на дубы башанские,
на вершины гор и холмов,
на гордыню людских умов.
И уйдёт людское величие,
как уходит вода в песок;
даже стаи снизятся птичьи,
лишь Господь наш будет высок.
И когда Он восстанет, жестоко
сокрушая землю порока,
всем живым овладеет страх,
и рассыплются идолы в прах.
Люди в скалы и в землю канут,
чтоб спастись попытаться там,
оставляя своих истуканов
лишь летучим мышам и кротам, –
чудищ из серебра и злата,
тех, что создали сами когда-то
бесполезным уменьем своим,
для того чтоб кланяться им.
Но, спасаясь в щелях и норах,
о трясущийся человек,
не мечтай, что укроет морок
и что кровля эта – навек:
ибо хитрость весит немного
на весах всезнания Бога,
и ничтожно твоё существо
перед блеском славы Его.
ГЛАВА 3
О покайся, безбожный иудейский народ,
ибо посох дорожный наш Господь отберет;
ты лишишься под небом с раскаленной звездой
подкрепления хлебом, подкрепленья водой.
В Божьем гневе до срока в пустоту уходя,
ты лишишься пророка, и судьи, и вождя;
и потерею света ты лишишься бойца,
живописца, поэта, наконец, мудреца!
В днях пустых и печальных, скудных все как один,
будет отрок – начальник и дитя – господин.
И у многих для ближних оскудеет рука,
и юнец будет хищно попирать старика.
Наглый силою сможет взять и власть, и почет,
и себя над вельможей подлый раб вознесёт.
Всюду голод и лихо, всюду пламя и дым...
Кто-то взмолится тихо перед братом своим:
улетела надежда, и добра мы не ждём;
у тебя есть одежда – будь же нашим вождём.
Мы, и жены, и дети, – он продолжит с тоской, –
и развалины эти – у тебя под рукой.
Но ответит бедняга: не просите о том,
ибо хлеба и блага нет в жилище моем.
Даже браться не стану, ибо буду в долгу,
а народные раны излечить не смогу.
Так пришла Иудея в хаос и забытьё –
против Божьего дела было дело её.
Пала кара сурово, как огонь на смольё, –
против Божьего слова было слово её.
Божьих слов не слыхали, и не прятали глаз,
и своими грехами похвалялись не раз
эти дети Содома, а не доброй земли, –
на себя и на домы сами зло навлекли.
Благо праведным людям в их величье святом,
беззаконник же будет мыкать горе потом.
Но для целой державы лучшей доли не жди,
если судьи неправы и греховны вожди.
Эти горе и смуту в отчий дом принесут...
Бог восстал над Иудой: начинается суд!
Вы утратите силу, о князья малых сих,
притеснители сирых и грабители их!
Те взрастят виноградник – урожай же у вас;
вы в одеждах нарядных – те в лохмотьях подчас;
вы ухожены, сыты – тех же скуден улов...
Что народ вы тесните? – молвит Бог Саваоф.
В обнищавшем народе, что заглох и зачах,
ваши женщины ходят в дорогих епанчах,
в украшеньях прекрасных рук, ушей и грудей,
подвергая соблазну и достойных людей.
Будет судное время! За безудержность ту
Бог откроет им темя, оголит срамоту
и отнимет браслеты, перстни, кольца в носу,
нити из самоцветов, что дрожат на весу.
Ни запястий, увясел, ни шелковых платков,
ни сосудцев для масел и для редких духов,
ни одежды узорной, укрывающей плоть,
этим девам позорным не оставит Господь.
Будут вместо завивки плеши глаже колен,
вместо тонкой накидки будет вретища плен,
от умащенной кожи дух зловонный взлетит,
лица нежные в рожи им клеймо превратит.
А мужчины, солдаты, те, чья кровь горяча,
силой вражеской взяты, все падут от меча.
Материнские лица станут с болью в глазах,
и ворота столицы будут в вечных слезах.
ГЛАВА 4
И будут семь женщин в день суда одного мужчину просить:
"Мы будем есть свой собственный хлеб и свои одежды носить –
ты только имя своё нам дай и не оставь без плода
затем, чтоб этот женский позор на нас не лёг никогда".
И промысел Божий в тот день придёт в Израиль, красив и нов,
в изобильных плодах Господней земли для уцелевших сынов,
и тех, кто в тот день взошёл на Сион и выдержал Божий суд, –
всех, кто вписан в книгу житья, святыми тогда назовут.
И женщин Сиона Господь спасёт, скверну из них гоня
и очищая Израиля кровь духом суда и огня.
И сотворит над Сионом Господь облако в ясный день,
чтобы собравшихся там людей от зноя укрыла тень.
И сотворит над Сионом Господь блистанье огня по ночам,
чтобы от холода защитить людей, собравшихся там.
И сотворит над Сионом Господь высокий шатровый свод,
чтобы спасать собравшихся там от всяческих непогод.
И над всем почитаемым будет покров
на горе и по всей
стране,
чтоб каждый молящийся мог побыть с Богом наедине.
ГЛАВА 5
1.
Божьих промыслов людям не счесть,
удивительных и неоглядных.
Воспою я Всевышнему песнь
про любимый Его виноградник.
Не жалея возвышенных сил,
под сияньем лазури и сини
наш Господь виноградник разбил
на утучненной горной вершине.
Он очистил надел от камней,
насадил в нём отборные лозы,
и оградой обнёс, и за ней
пели птицы, звенели стрекозы.
И давило в саду прикопал,
чтоб вино создавалось на свете.
Сладких гроздьев Господь ожидал –
в диких ягодах выросли плети.
И тогда среди белого дня
Он промолвил в тоске и досаде:
– Рассудите, о люди, Меня
с виноградником:
Я ли не ради
добрых гроздьев в заботах о нём
не скупился на воду и туки;
почему ж вместо ягод с огнём
скудокислые просятся в руки?
Расскажу вам, что станется с ним:
облака обойдут его краем;
он простелется, жаждой томим
и чужою ногой попираем.
И ни вскапывать, ни обрезать
виноградник не стану отныне;
зарастёт он волчцами опять
или станет подобен пустыне.
Эта песнь, эта притча о том,
что и словом обычным рекомо:
виноградник – Израилев дом,
а растения – жители дома.
Дал Господь иудеям закон,
правосудье и поприще веры,
но нашёл в винограднике Он
беззаконье и злобу без меры...
2
Горе вам, прибавляющим к дому чужие дома!
Горе вам, прибавляющим к полю чужие поля!
Почему вы решили, что вам вся страна отдана
и что только для вас предназначена эта земля?
И сказал мне Господь: наказанье исполнится пусть,
ибо слово Моё позабыто и попрано тут.
Каждый дом, что захвачен, навеки останется пуст,
и колючими тернами эти поля зарастут.
И владельцу земли ни себя прокормить, ни рабов,
и без пользы своей он отдаст на посев семена,
ибо хлебный надел не вернёт и десятка хлебов,
виноградник сухой не подарит и меры вина.
Горе тем, кто досуги проводит в веселье одном,
в разухабистых плясках под цитру, свирель и тимпан!
Горе тем, кто себя каждый день ублажает вином,
кто с утра неразумен, а в полдень и вечером пьян!
Всё пируете вы и не мыслите в том перемен,
равнодушия к Богу и к слову Его не тая.
А за это народу изгнание будет и плен,
и познают мучения голода даже князья.
А за это без меры раскроется пасть под землей,
их богатство и славу навеки поглотит она,
да и сами они неразумной и шумной толпой
в ту геенну сойдут,
и окончатся их времена.
И поникнут мужи, ибо им приоткроется высь,
на которой Господь совершает Свой праведный суд,
и овечьи отары без пастырей будут пастись,
и в остатках застольных скитальцы питанье найдут.
Горе тем, кто своим недоверьем смущает умы,
кто себя, как осла, запрягает в грехи, говоря:
«Пусть Он сделает дело Своё, чтобы видели мы,
а иначе законы и все наставления – зря!»
Горе тем, кто умышленно зло называет добром
или чёрное – белым и сладкой – полынь в борозде!
Горе тем, кто в гордыне считает себя мудрецом
и единственно правым себя полагает везде.
Горе тем, кто воитель в сражении с мерой вина,
кто заботой одной озабочен: когда поднесут? –
тем, чья совесть оглохла, кого не снедает вина
за мздоимство и жадность, за злой и неправедный суд.
Как огонь пожирает солому на летнем ветру
и как сено в жестокой грозе выгорает дотла,
ветви вашего рода окажутся пищей костру,
ибо воля Господня погублена вами была.
Возгоревшись огнём, гнев Господень на землю падёт,
на дома и на храмы, селения и города,
и на улицах трупы останутся, словно помёт,
содрогнутся вершины и в речке застынет вода.
И подымет Он руку к народам, живущим вдали,
и отметит Он знаменьем самый далёкий народ,
прозябающий где-то у самого края земли, –
и придёт в Иудею легко и стремительно тот.
И никто не устанет, никто не уснёт по пути,
и ремень не порвётся, и меч сохранит остроту;
он добычею сделает всё, что сумеет найти,
и копыта коней будут огнь высекать на лету.
Будет бешеный рёв, от которого сходят с ума,
будто движется войско на злых разъяренных быках,
и узнаете вы, что грядущее – горе и тьма,
ибо сморщится небо и кончится свет в облаках!
ГЛАВА 6
В год смерти Озии мне снился чертог,
прекрасный непредставимо,
и там сидел на престоле Бог,
вокруг Него – серафимы,
и каждый был о шести крылах,
этим вселяя страх.
Крыльев радужное кольцо
переливалось в чертоге:
каждый двумя прикрывал лицо,
другими двумя – ноги,
а на ещё одной паре крыл
вокруг престола парил.
И все они восклицали: свят,
свят наш Господь великий!
Дрожали створы тяжёлых врат
ответом на эти клики,
и заполняли просторный храм
курения и фимиам.
И возопил я: – О жизнь – тщета!
Мне жить осталось немного,
ибо нечисты мои уста,
а я лицезрею Бога!
И серафим услыхал меня
и уголь взял из огня.
Он углем коснулся губ моих,
посланник этот Господень,
и молвил:
– Вот, я коснулся их,
и ты от греха свободен.
Внимай же тому, что услышишь тут:
близится Божий суд!
Застыл я среди шестикрылых сих,
и голос, ушедший к своду,
спросил:
– Сказать о веленьях Моих
кого Я пошлю к народу?
И тут перед Ним преклонился я:
– Боже, пошли меня!
И Он повелел:
– Иди и скажи
забывшим о добром деле,
погрязшим во мздоимстве и лжи,
чьи души от зла огрубели:
они, когда совершится суд,
услышат, но не поймут.
Неотвратимость Судного дня
не тронет глаза их и уши,
и не попросят они Меня,
чтоб Я исцелил их души,
и будет кары Моей поток
страшен, буен, глубок!
– Боже, надолго ли кара та? –
я осмелился молвить слово.
– Доколе не станет земля пуста, –
Он мне отвечал сурово, –
доколе не будет людей нигде
на суше и на воде.
Срубили дуб;
но, глубоки,
корни ждут в земле не напрасно:
поднимутся к небу его ростки
очищено и прекрасно.
И так же поднимется Мой народ:
святое семя – взойдёт.
ГЛАВА 7
В те дни, когда над нами был Ахаз, Иоафамов сын,
и с ним закон, где места не было злодею,
царь над Израилем Факей и царь над Сирией Рецин
объединились, чтоб напасть на Иудею.
И весть пришла в Давидов дом, что злое войско сириян
уже стоит в земле Ефремова колена,
и люди поняли тогда, что тем, кто защищает Храм,
не избежать ни избиения, ни плена.
Но наш Господь призвал тогда Исайю с сыном, говоря,
чтоб шли скорее во дворец сказать Ахазу,
что не страшна двойная рать для иудейского царя,
и две дымящих головни угаснут сразу.
Вершина Сирии – Дамаск, и в ней Рецин владеет всем;
Факей Рецину то ли предан, то ль запродан;
но через шесть десятков лет подручный Сирии Ефрем
сойдет на нет и перестанет быть народом.
А чтобы верил царь Ахаз, что всё случится точно так,
хотя не завтра и, конечно, не сегодня,
на высоте ли, в глубине пусть просит он особый знак –
там будет слово откровения Господня.
– Не стану Бога искушать, – тогда ответил мне Ахаз, –
без всяких знамений моя нетленна вера;
а я, Исайя, так сказал: – Гордыни полон твой отказ,
и Божью волю я означу для примера:
в какой-то год случится так: у Девы чрево возрастёт;
родится Сын; Ему окажется по силам
добро от худа отличать; Его восторженный народ
Господним сыном наречёт – Еммануилом.
Узнай, о царь, что до того, как у Младенца на губах
обсохнут капли молока и капли меда,
покинут землю два царя, в тебя вселяющие страх,
и станут вовсе не страшны те два народа.
Узнай, о царь, – придёт беда с другой, нежданной стороны,
где ищешь помощи, не думая о риске:
она придёт в Давидов дом без объявления войны,
она придёт с огромной ратью ассирийской.
Чтобы пророчества мои ты суесловием не счёл,
я пояснить беды причину не забуду:
их будет столько, сколько мух,
их будет столько, сколько пчёл,
куда ни глянь, они окажутся повсюду –
на деревах и на кустах, в ущельях и в долинах рек,
где ваши хлебы и плоды, и бык, и кочет,
где ваши мёд и молоко;
и каждый пришлый человек
вкусит привычно, что увидит и захочет.
Изменится лицо страны, его привычная краса –
царь Ассирийский станет бритвою отныне;
той бритвой, взятой за рекой, Господь обреет волоса
на голове
и даже бороду отнимет.
И там, где гроздьями свисал благоуханный виноград,
где пели птицы, ибо им жилось неплохо,
чернея, к небу дым взойдёт, и обнаружит птичий взгляд
оскал терновника, разгул чертополоха.
Где хлеб на ниве вызревал и где вольготно пасся скот,
где были земли виноградником и лугом,
в терновых зарослях густых тропы отара не найдёт,
а человек войдёт со стрелами и луком...
ГЛАВА 8
Вовеки не забыть, как я молился в Храме,
когда в меня проник Господен тихий глас,
и мне сказал Господь: "Людскими письменами
на свитке напиши: Магер-шелал-хаш-баз".
И чтоб меня потом не укоряли ложью,
свидетелям двоим поведал про дела,
и приступил к жене по наущенью Божью,
и зачала она, и сына родила.
Младенца я назвал Магер-шелал-хаш-базом,
как повелел Господь, сказавший наперёд,
что ранее падут Самария с Дамаском,
чем первые слова мой сын произнесёт.
Давидов древний род, ведь вы друг другу братья,
что ж Силоама плеск вам стал не по душе?
Под бурною водой – под ассирийской ратью –
за это кара вам назначена уже.
Поднимется вода по плечи и по шею,
пойдёт во весь размах неотвратимых крыл
и с берегами рек покроет Иудею,
всю широту земли Твоей, Еммануил!
Что козни строить вам, соседние народы,
и для боёв копить отточенный металл?
Тем замыслам лихим Господь не дал свободы
и жить вам во вражде согласия не дал.
Не бойтесь потому ни злобы супостата,
ни хитрости его, когда он входит в раж.
Один у вас Господь – Его вы чтите свято,
Он поводырь для вас, Он страх и трепет ваш!
Скала соблазна он и камень преткновенья,
петля и сеть для двух израильских домов.
И я запечатлел Господне откровенье –
немолкнущий родник для душ и для умов.
Кто грешен, обретёт убогость и несчастья,
преткнётся, упадёт и обратится в прах;
но Бог, сокрыв лицо, не скрыл от нас участья
к тем, кто себя блюдёт, в ком жив Господень страх.
Иные колдуны, чтоб указать дорогу,
покойников зовут и спрашивают их.
Не обращайтесь к ним, но обращайтесь к Богу, –
что могут мертвецы поведать о живых?
Не спрашивайте их, я повторяю снова, –
что сыщете в глухом и сумрачном уме? –
а слушайте закон и в нём Господне слово,
иначе вся земля окажется во тьме.
Во взоре вашем твердь и небо в вашем взоре –
повсюду тьма падёт, густая, как беда;
повсюду мрак и смерть, повсюду мрак и горе, –
но будем уповать: они – не навсегда.
ГЛАВА 9
О земле Завулоновой, малой теперь, забудь,
и о земле Неффалимовой тоже забудь, не жалея, –
будущими днями возвеличатся приморский путь,
Заиорданье и языческая Галилея.
Увидит великий свет народ, живший во тьме,
возрадуется, как при разделе добычи или тучного урожая,
ибо освободит Господь всех, кто ходил в ярме,
и сокрушится меч, что над ними навис, угрожая.
Обагрённые кровью одежды бойцов сгорят в кострах,
и больше не станут течь кровавые реки,
ибо родится младенец;
владычество на Его плечах,
и нарекут Ему имя: Князь мира, Бог крепкий.
Нет границ умножению мира на путях, которыми Он ведом, –
на престоле Давида и в царстве его на все стороны света.
Власть Его утвердится навеки правдою и судом –
ревность Господа Саваофа сделает это.
С гордостью и надменным сердцем говорит Ефремов народ:
"Кирпичи пали – из камня построим снова;
сикиморы вырублены – на строительство кедр пойдёт", –
на это Господь Свое посылает слово.
Сириян с востока и филистимлян с запада ждет торжество –
пожрут Израиль они, благоденствующий сегодня.
При всём этом не отвратится гнев Его,
и будет ещё простёрта рука Господня.
Ибо Ефремов народ не приемлет Господень урок
и продолжает жить, забыв о правде и чести.
И если вождь – голова, а хвост – лжеучитель-пророк,
то отсечёт Господь Саваоф хвост с головою вместе.
Ни юношей, ни вдов, ни сирот – не пощадит Он никого,
ибо все – злодеи и лицемеры, и не одна их сотня.
При всём этом не отвратится гнев Его,
и будет ещё простёрта рука Господня.
Ибо разгорелось беззаконие, и много дней,
как огонь, выжигает то, что должно быть свято;
и от ярости Бога будет каждый съедать плоть мышцы своей,
и не пощадит человек своего брата:
Ефрем и Манассия пожрут один одного,
и оба – Иуду, да и этот не благородней.
При всём этом не отвратится гнев Его,
и будет ещё простёрта рука Господня.
Горе вам, лишающим правосудия народ,
пишущим законы, полные козней могильных,
чтобы сделать добычею вдов, ограбить сирот
и похитить права у бедных и малосильных!
В день посещения где спрячете вы
богатство ваше и существо?
В жизни вашей не было дня безысходней!
При всём этом не отвратится гнев Его,
и будет ещё простёрта рука Господня.
ГЛАВА 10
О Ассур, ты бич Господень, царство под жестоким небом,
где не знает слова "жалость" каждый воин, каждый князь!
Я пошлю тебя к народу, на который Я разгневан, –
грабежом забрать добычу и попрать его, как грязь.
Но Ассур пойдёт, как пламя, на соседние державы
города пожрёт и нивы, обречёт их на распад,
справедливо полагая, что владенья равной славы –
и Самария, и Емаф, и Кархемис, и Арпад.
И решит Ассур надменный: силе войска нет предела,
и живущие под небом все склонятся перед ним,
и когда землёй Ефрема так спокойно овладел он,
не падёт ли так же просто гордый Иерусалим?
Ассирийский царь жестокий станет властию гордиться;
скажет он: я всех умнее, ибо только я один
и с престолов низвергаю, и державные границы
по своей сдвигаю воле, как могучий исполин.
Скажет он: богатства мира я схватил рукой моею,
словно птичьи яйца в гнездах,
и никто не вздел
крыла.
Величается ль секира перед тем, кто рубит ею,
и гордится ли собою перед пильщиком пила?
Невдомёк царю в гордыне: если Бог посмотрит хмуро,
Он пошлёт святое пламя на бесчисленную рать;
истребит Он лес Ассура и сожжёт Он сад Ассура,
а дерев остаток сможет и ребёнок сосчитать.
И тогда израильтяне (тоже будет их немного)
перестанут полагаться на всесильных пришлецов,
а возложат упованье на Израилева Бога,
на великого владыку – Господа своих отцов.
Но она придёт не скоро, настоящая свобода,
ибо Господа разгневал грех Израиля давно.
Лишь остаток обратится; истребление народа
изобилующей правдой свыше определено.
Для того Ассура войско по земле Ефрема скачет;
Аиаф, Мигрон проходит, в Геве делает привал;
Рама в ужасе трясётся, дочь Галима громко плачет,
плач везде, где хоть недолго ассириец побывал.
Анафоф, Лаис, Мадмена разбегаются без боя,
и поспешно отступают также Гива и Гевим;
возле Иерусалима он грозит своей рукою
Храму на горе Сионе – мол, разделается с ним!
И вот тут Господь великий страшной силою железа
беспощадно отсекает ветви мощные дерев,
величающихся ростом,
вырубает чащу леса
и на тех, кто мнился сильным, Свой обрушивает гнев!
ГЛАВА 11
По воле, идущей с Господних высот,
от корня Ишая побег прорастёт,
и в этом ростке – дух Господень, –
совета, премудрости, разума дух;
он будет судить не на взгляд и на слух,
и тем будет Богу угоден.
Положит судить он страдальцев дела
по правде, какой бы она ни была,
по мудрости слов справедливых.
Богатым и бедным единый закон
дарует от Божьего имени он
и этим сразит нечестивых.
Ягнёнок и волк будут вместе лежать,
козлёнок от барса не станет бежать,
телёнок и лев будут рядом,
и малый ребёнок их будет водить:
научатся есть и научатся пить
единым доверчивым стадом.
Корова с медведицей будут пастись,
детёныши – рядом скакать и нестись,
играя у общего дома.
Не будет опасной игра детворы
у самого края змеиной норы,
и льву будет пищей солома.
Никто никому не захочет вреда;
как моря объём наполняет вода,
так землю наполнит навеки
всеведенье Божье и Божий закон,
и к корню Ишаеву с разных сторон
язычники хлынут, как реки.
И снова Он руку протянет Свою
к остатку народа, чтоб вспомнил семью
отдельного с Богом союза,
чтоб те, кто в Египте, услышали зов,
и жители Патроса и островов,
и кто у Ассура и Хуса.
И снова изгнанников Бог соберёт
в единый Израиль – единый народ
в Свой дом призовёт отовсюду.
От Бога почувствовав общую нить,
Иуда Ефрема не станет теснить,
Ефрем не обидит Иуду.
Единый к язычникам явится Бог,
рукою на Запад, рукой на Восток
укажет Он беспрекословно,
и будет им знамя – Господень закон;
Эдом, и Моав, и Ассур, и Аммон
Ему подчинятся любовно.
В Ассуре река станет мелкой, как брод,
и на семь ручьев её Бог разобьёт,
чтоб стала удобной дорога,
как та, по которой мы шли без цепей,
когда из Египта нас вёл Моисей,
узнав повеление Бога.
ГЛАВА 12
И скажет в тот день Иудейский народ, когда вернется домой:
славлю Тебя во веки веков, Господи Боже мой;
Ты гневался, я стоял пред Тобой, голову вниз клоня;
но Ты отвратил от меня Твой гнев и тем утешил меня.
Бог – спасенье моё всегда, я на Него молюсь,
и уповаю я на него и ничего не боюсь,
ибо Господь – сила моя, и пенье моё – Господь,
и где бы я ни был, Он спасал душу мою и плоть.
И в радости буду черпать я из того родника,
в который воду спасенья дала Его святая рука.
Собравшись вновь на своей земле, устрою я торжество,
чтоб славить имя и возвещать в народах дела Его.
Пойте Господу, ибо Он великое сделал нам;
да знают это по всей земле, по всем ее сторонам.
Каждый житель Сиона, знай: ты больше не одинок,
ибо велик посреди тебя Святой Израилев Бог!
ГЛАВА 13
А теперь я скажу о судьбе Вавилона,
о достойной рыданий, о горькой судьбе.
На высокой горе подымите знамёна
и машите рукой, призывая к себе.
Пусть приходят народы и справа и слева,
клятву истинной веры в походе сдержав:
призывает Господь для свершения гнева
многолюдное войско из дальних держав.
День Господень грядёт, полный мрака и муки, –
сделать землю пустыней Всевышний решил.
Ужаснулись сердца, опускаются руки,
свет небесный не виден от звезд и светил.
Меркнет солнечный луч на дворцовых воротах,
и луна в полнолунье сиянья не льёт,
и как женщина в корчах от боли при родах,
так же корчится весь вавилонский народ.
Зло накажет Всевышний, гордыню богатых,
беззаконье князей и бесчестие их,
и наполнят страну толпы страхом объятых:
доля мёртвых сравняется с долей живых.
И никто не избегнет предгибельной дрожи,
и никто не сумеет её побороть,
только чистого золота станут дороже
те, в которых греха не отыщет Господь.
И от гнева Его небосвод раздробится,
и от ярости сдвинется с места земля,
и бежать будут люди, пытаясь укрыться,
как овечьи отары, от страха пыля.
Но почти что никто не избегнет обиды,
будет сын без отца, будет муж без жены,
будут малые дети и старцы убиты,
обесчещены девы, дома сожжены.
И седой Вавилон, блеск и гордость Халдеев,
как Содом и Гоморра, пожрётся огнем,
и пастух от него отойдет, холодея,
и вовек не поселятся жители в нем.
А поселятся птицы и звери пустыни,
станет филин кричать над золой огневой,
и в чертогах косматые будут отныне,
и шакалы начнут омерзительный вой...
ГЛАВА 40
– Утешьте народ мой, утешьте, – Господь с небес говорит. –
Скажите Иерусалиму, что счёт прегрешений закрыт:
двукратно уже и трёхкратно узнал наказание он,
и кару безропотно принял, и благостью Божьей прощён.
И катится зов: по пустыне ровняйте Господу путь!
Пусть снизятся горы с холмами, а долы поднимутся пусть.
И явится слава Господня на перекрёстках земли,
и все народы услышат, что Божьи уста изрекли.
А всякий народ перед Богом выглядит в поле травой,
и люди, пока они живы, красивы, как цвет полевой.
Но вянут зелёные травы, и цвет осыпается с них,
и только Божье слово всегда остаётся в живых.
Так слушайте, люди Сиона, слушай, Иерусалим!
Как пастырь с отарой своею, Господь с народом своим:
и летом – в жару, и зимою, когда проливные дожди,
даёт пропитание овцам и носит ягнят на груди.
Кто пядью измерит небо и море – горстью своей?
Кто чашу к весам приладит, чтоб горы взвесить на ней?
И кто Божий дух измерит, который превыше всего, –
кто может советовать Богу и вразумлять Его?
Народы пред Господом –
капли,
пылинки на Божьих весах;
решит Он – и целые земли взметает, как лёгкий прах.
И целые сонмы народов, чьи помыслы нечисты,
значат для Господа менее ничтожества и пустоты.
С кем же сравните вы Бога? На что достанет вам сил?
С идолом золочённым, которого мастер отлил?
С идолом деревянным, покрытым резьбой витой?
С идолом из базальта, страшным своей чернотой?
Но разве вы не знаете оснований земли
и о могуществе Бога слышать вы не могли?
Разве в самом начале не говорили вам:
не верьте истуканам, а верьте Божьим словам?
Он Тот, Кто восседает над кругом жизни земным;
бесчисленные народы – как саранча пред Ним.
Он Тот, Кто создал землю, над ней небеса распростёр,
над нами их раскинул, как для жилья шатёр.
Он Тот, Кто видит каждого и вблизи, и вдали,
Кто обращает в ничтожество князей и судей земли.
Мощно укоренился в земле их могучий ряд,
но стоит Всевышнему дунуть – они, как солома, горят.
– Кому же Меня уподобить? – нам Господь говорит. –
Глаза подымите к небу, и если ваш взор открыт,
подумайте: Кто создал его и всё, что живёт под ним?
Мощный силой,
Великий могуществом
нигде ни с кем не сравним!
Как же твердишь ты, Израиль,
что брошен Богом твоим?
Разве тебе не сказали – Он в помыслах неисследим.
Разве тебе не сказали в самом начале времён –
Он ничего не забудет, никогда не устанет Он.
Он даёт утомлённым силу, отводит от них беду.
В долгой дороге и юноши спотыкаются на ходу.
А те, кто на Бога надеются, на самом длинном пути
ощутят за плечами крылья и сумеют дойти.
1991 – 2001 гг.
вверх
|
назад
|