Владимир
ЦИВУНИН
ЭНЕРГИЯ ОЖИДАНИЯ
Размышления над стихами Наума Басовского.
Хочется просто читать, сопереживать, благодарить. Это легко, когда берёшь в руки сочинения классиков. И не всегда получается, когда листаешь нынешнюю литературную периодику. Что чаще предлагают? Полюбоваться автором ради его особой «весёлости и находчивости»? Похихикать вслед его ужимкам? Поковыряться в его филологических «изюминках»? Только не хочется почему-то. Предлагается читать умом – но жаль его, без того перегруженного. Да и поэзия – не ребус, тайны её глубже. Хочется читать душой, хотя чтения для души не так уж много в общем потоке. Однако есть, слава Богу – настоящее, чистое, искреннее. А ещё – глубокое. Это – чаще у людей, имеющих не только поэтический, но и жизненный большой, долгий опыт. Дело не в возрасте – именно в глубине опыта, не только житейского, но и бытийного, когда стихи оплачены не одной мастеровитостью, а чем-то бо'льшим, что' одним филологическим инструментарием не проанализируешь. Но почувствуешь душой, сколь бы её роль в поэзии и в жизни ни «упраздняли». Читая таких поэтов, я могу им верить, могу сопереживать и, главное, осмысливать – вместе с ними – уже мою личную жизнь со многими её трудными вопросами. И всё это – с благодарностью.
Совсем недавно открылось мне это имя – Наум Басовский. Что я о нём знаю? Да почти ничего: ну жил здесь, ну был признан или не был, а вот – уехал, уехал в Израиль, где, кажется, нашел более полное признание. Всё. Но вот же попались мне его стихи («Дружба народов», №5/2001). И, хотя стихи эти очень грустны, стало для меня в мире – чуть менее сиротливо. Не много стихотворений этого поэта довелось пока прочитать. Зато их резонанс по звучанию в моей душе оказался очень протяжённым (определение Вячеслава Лютого: «Подъем», № 1/2000). Потому что они помогли мне утвердить в себе одно из определений человеческой жизни. И, через прикосновение к одной из граней этой жизни — жизни, такой малой пред Вечностью и такой долгой для каждого её отдельного дня, часа, мига – её смысла.
Словно
песенку напевая,
Сама интонация этого стихотворения, «словно медленный ток реки» завораживающая, делает его содержание многослойным. А смешение в нём сна и яви придаёт каждой детали иной, надмирный, надвременнОй смысл. Так что же наша жизнь? Игра? Да, отчасти. А ещё что? Теперь отвечу: Ожидание. Ожидание всего, что... проходит мимо. Что проходит. «Пароход из осени в зиму, как во сне, проплывает мимо...»
«...Кутерьма любых погод
Это не радостное ожидание-предвкушение. И не опасливое ожидание со страхом. Нет, ожидание как данный лично тебе способ существования. И потому, постоянно пребывая в этом ожидании, человек знает, что ожидание это – не закончится никогда:
«...близко-близко – коснуться можно,
Ожидал ли ты в нетерпении чего-то желанного, старался ли отдалить что-то пугающее – всё для тебя будет снивелировано: и с той, и с другой стороны дождёшься может быть только какого-то успокоения. В первом случае вздохнёшь-пробормочешь:
Во втором случае вздохнёшь-признаешься:
И ещё, очень важное: поэт чувствует, что это ожидание не только внутри, но и вне его. Ожидание как бытийная категория.
«Утраченное звучание», безмолвие (а его ещё надо суметь увидеть) – не есть ли оно почти единственная для смертных возможность не только осознать себя и свою жизнь частью единой, независимо от пространства и времени, картины творения, но и почти эмпирически почувствовать саму связь человека с Творцом, в Котором – всегда все живы.
Александр Ревич, представляя творчество Басовского, верно
заметил: к таким стихам (как и к стихам самого Ревича и любого
настоящего поэта. –В.Ц.) модное нынче словечко «текст»
неприменимо. Текст как таковой – явление плоскостное и идёт по
ведомству даже не литературы, а разве что филологии – разбора
языка. Не буду говорить, что все без исключения стихи у Басовского мастерски-безупречны. Попадаются и огрехи. Но они, да их и не много, не успевают оттолкнуть читателя. Что поделать, язык всё-таки ограничивает нас в возможностях, особенно когда необходимо передать не просто яркий (яркий, но – «любой», наугад схваченный) образ, а определенную конкретную мысль – выстраданную долгим размышлением или вдруг, интуитивно, найденную, но – точную, отступать от которой нельзя. Да и прелесть этих открывшихся для меня стихов вовсе не в безупречности, как свойстве текстовой графики. И не в затейливых приемах версификации, которые, строго говоря, не столь уж многого стоят. Ведь это только с виду
Да, слова – все – давно затёрты, да, всё – обо всём – уже сказано. Но в том-то и тайна, что всякая живая поэзия (в отличие от плоской стихотворной игры) – трехмерна, а всякая поэзия, творимая перед Богом – четырехмерна. И в глубины её нельзя проникнуть анализом текста, только – собственным пережитым, собственным прочувствованным, собственными ожиданиями, тревогами и надеждами, собственным мистическим опытом. Не отдельным экспериментом, а опытом целой жизни во всём её единстве.
Парадоксально устроен наш человеческий мир. Нередко мы завидуем тем, кто сегодня «в фаворе», хотя и знаем, что никогда они не будут взяты «на Фавор». И, наоборот, жалеем тех, кто здесь «незаслуженно забыт», не принят, не понят. Кто – ждёт. А жалеть – не надо. Жалость в этом случае мелка и ложна. Но если мы находим в себе сочувствие – это уже добрый признак. И дай Бог нам сопечалиться тем, кто, благодаря хотя бы и одиночеству, приближается к Его тайнам. А чисто человеческую жалость и к тяжести, выпавшей на долю ближнего, и к тяжести своей собственной – по мере сил утишим, пытаясь за всем углядеть промысл Божий. Хотя бы так, как это удаётся в своих стихах Басовскому. Есть в них что-то глубинное, что я назвал бы энергией покоя. Проявиться оно может даже в небольших, внешне почти безэмоциональных житейских зарисовках.
Так просто, без всякой натяжки, обыденное сближается здесь с бытийным. Это потому, что человеку, имеющему эту энергию покоя, многое по силам. Только редко она даруется. И заслужить её не легко. Для этого нужно как минимум доверие к воле Творца. Не каждый его в себе отыщет. В строках Басовского это доверие есть:
Обыкновенное усталое лицо потому и становится к концу
стихотворения прекрасным, что взгляд поэта доверяет взгляду
Художника, Чья картина – всегда пишется и всегда – завершена'.
Соверше'нна. Доверие воле Творца делает прекрасным всё. Потому
что доверие – та внутренняя основа, на которой и стоит вера, и
глубинная крепость до-верия даже важней твердости веры, ибо вера
от до-верия зависит, а до-верие существует внутри нас
изначально, неосознанно и независимо от веры.
Есть такой грех – отчаяние. Долго не удавалось мне понять:
почему отчаяние — грех, да ещё из самых тяжких. Ведь он
производное всё-таки от страдания, а не от тяги к низким
удовольствиям. Однако понял, хоть и не скоро. Грех этот – в
ропоте, в невольном сопротивлении Божьей воле от недостатка
глубинного до-верия. Да и к кому во времена содомского шума обращены стихи того же Ревича, слава Богу меньше чем за год дошедшие до читателя?
Это не патетика. Поэт даже не говорит: помни, но – хотя бы вспоминай. К кому обращено это стихотворение? К самому автору? К Басовскому, не дождавшемуся должного признания на родине? Ко мне, ропщущему? Оно обращены в пространство, в котором мы все. И в котором хотя бы и редко, хотя бы и после долгого ожидания, но, слава Богу, всё-таки бываем друг другом услышаны. А Кто-то ещё – слышит? Не знаю. Я просто жду. И если бы не вера, если бы не доверие, что и нас – ждут... С бесконечно долгим терпением...
(Журнал «22», №123, 2002)
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ. Владимир Иванович Цивунин - поэт, литературный критик, автор стихотворных сборников "Время листьев" (Сыктывкар, 1992) и "Имена всех живущих" (Сыктывкар, 2001), а также литературоведческих статей и рецензий в журналах России, Германии, Израиля и др. Живет в Сыктывкаре, Республика Коми, Россия.
|