Наум БАСОВСКИЙ
ВОСПОМИНАНИЕ О ДНЕ ПОЭЗИИ
Москва. 1962-й год. Декабрь.
Густой людской поток движется во Дворец спорта в Лужниках, он же Ледовый
стадион. Но это не любители хоккея – это любители стихов. Сегодня в Москве
– День поэзии.
Уже много позже, изредка встречаясь на поэтических
вечерах с истинными ценителями ритмического слова, я понял, что их
немного. Очень немного. В любом случае они не образуют толпу, даже в таком
огромном городе, как Москва.
Но Ледовый стадион вмещает 14 тысяч зрителей! И все
билеты давно проданы, и на дальних подступах к Лужникам, ещё у метро, вас
встречают страждущие: нет ли лишнего билетика? Что же это за феномен такой
– День поэзии?
Я не открою Америки, если скажу: в стране, элементарно
лишённой свободной прессы и вообще любой свободы слова, оставалась одна
отдушина – стихи. Странная субстанция, в которой можно сказать многое,
ничего прямо не называя. Субстанция, в которой между строк можно было
прочитать не меньше, чем в строках. А иногда и больше. И ничего никому не
объяснишь, и ничего никому не докажешь, а всё-таки… И власти предержащей
не к чему придраться. То есть исполнители идеологического надзора всегда
находили, к чему придраться, но можно и поспорить, и откреститься от самых
нелепых обвинений: да как вы, мой дорогой, могли даже подумать!..
Странная субстанция, которую вполне можно было определить знаменитой (но
более поздней) формулой Булата Окуджавы: глоток свободы.
Кстати, должен выступать Окуджава. И Евтушенко, и
Вознесенский, и Ахмадулина, и Рождественский – все тогдашние кумиры.
Хрущёвская оттепель уже на закате, через два года и вовсе кончится, но
пока ещё молодые поэты что-то себе «позволяют», и это будоражит толпу.
Мало кто пока что понимает, что это не они позволяют, а им позволяют…
Кумиры действительно выступили все, кроме Евтушенко,
оказавшегося, как водится, за границей. Помнится, что самый шумный успех в
тот вечер выпал на долю Андрея Вознесенского, только что вернувшегося из
очередной зарубежной поездки, кажется в Штаты, и читавшего вперемешку
разоблачительные и восторженные стихи. Он стоял на краю сцены в каком-то
невероятно красивом, явно зарубежном голубом свитере с двумя наискось
вправо и влево идущими белыми полосами, образующими огромную латинскую
букву
V, и можно было только строить предположения – это
означает Voznesensky или
Victory?
В общем-то хорошо принимали всех. И Беллу Ахмадулину, и
Леонида Мартынова, и Булата с его гитарой, и Виктора Бокова с его
балалайкой (было и такое!), и Павла Антокольского, и Семёна Кирсанова, и
даже Александра Безыменского, который, подхватывая рукой выпадающую
челюсть и вставляя её обратно, с комсомольским задором прокричал: «Мы –
молодая гвардия рабочих и крестьян!»
И только Борис Слуцкий в этот вечер оказался не в
фаворе.
Я уже достаточно давно знал и любил стихи Слуцкого, а
кое-что помнил наизусть – например, прекрасное, на мой взгляд,
стихотворение, начинавшееся строчками «Словно луг запах / в самом
центре городского быта: / человек прошёл – а на губах / песенка забыта».
Неоднократно читал это стихотворение тем своим приятелям из числа
любителей поэзии, кто обвинял Слуцкого в излишней «прозаизации» стиха. И
оппоненты мои обычно не находили аргументов против этой пронзительной
лирики.
Очень любил я и стихотворение Слуцкого «Последнею
усталостью устав…». По сегодняшний день убеждён, что это вообще одно из
самых замечательных стихотворений о войне, написанных по-русски:
Последнею усталостью
устав,
Предсмертным равнодушием охвачен,
Большие руки вяло распластав,
Лежит солдат.
Он мог лежать иначе,
Он мог лежать с женой в своей постели,
Он мог не рвать намокший кровью мох,
Он мог...
Да мог ли? Будто? Неужели?
Нет, он не мог.
Ему военкомат повестки слал.
С ним рядом офицеры шли, шагали.
В тылу стучал машинкой трибунал.
А если б не стучал, он мог?
Едва ли.
Он без повесток, он бы сам пошел.
И не за страх — за совесть и за почесть.
Лежит солдат — в крови лежит, в большой,
А жаловаться ни на что не хочет. |
Что же произошло в этот зимний вечер?
Почему Борис Слуцкий не был, как говорится, принят многотысячным залом?
Поэт тогда, помнится, прочитал только два
стихотворения. Оба были – о Сталине.
Чтобы понять реакцию слушателей, видимо, нужно
напомнить политические реалии того времени.
Всего за год до того состоялся ХХII-й съезд КПСС, на
котором по докладу Никиты Хрущёва было принято решение вынести Сталина из
мавзолея. Это означало уже полное развенчание ещё так недавно всемогущего
тирана. Естественно, что наряду с людьми, которые искренне радовались
наступившим переменам, нашлось немало угодников, ставших «разоблачать»
Сталина потому, что так сложилась политическая конъюнктура.
А теперь представьте себе, что к микрофону подходит
поэт и говорит: – Я прочитаю стихи, написанные в конце сороковых…
И читает следующее:
Мы все ходили под богом.
У бога под самым боком.
Он жил не в небесной дали,
Его иногда видали
Живого. На мавзолее.
Он был умнее и злее
Того — иного, другого,
По имени Иегова,
Которого он низринул,
Извёл, перевел на уголь,
А после из бездны вынул
И дал ему стол и угол.
Мы все ходили под богом.
У бога под самым боком.
Однажды я шёл Арбатом,
Бог ехал в пяти машинах.
От страха почти горбата
В своих пальтишках мышиных
Рядом дрожала охрана.
Было поздно и рано.
Серело. Брезжило утро.
Он глянул жестоко,
мудро
Своим всевидящим оком,
Всепроницающим взглядом.
Мы все ходили под богом.
С богом почти что рядом.
|
До сих пор помню своё тогдашнее
ощущение: мне стало холодно, будто по залу прошёл ледяной ветер. Мне
казалось, что я сам стою на Арбате, а мимо проносится автомобиль, из
которого кто-то пронизывает меня «всевидящим взглядом». Так мало было слов
в этом стихотворении и так много было сказано!
Но, видимо, не все восприняли стихи Слуцкого, как я.
Сидевший рядом мужчина интеллигентного вида, по возрасту существенно
старше меня, хмыкнул и сказал примерно следующее – естественно, за
давностью лет не ручаюсь за дословную передачу: – Ну да, в конце
сороковых!.. Вчера написал! А тогда, небось, молчал в тряпочку…
По залу прошёл словно бы какой-то глухой ропот.
Слуцкий помедлил, даже вроде бы обернулся к столу
президиума – так мне помнится; кажется, даже что-то начал говорить
ведущему вечер Алексею Суркову. Но оборвал себя, снова приблизился к
микрофону и стал читать дальше:
А
мой хозяин не любил меня —
Не знал меня, не слышал и не видел,
А всё-таки боялся, как огня,
И сумрачно, угрюмо ненавидел.
Когда меня он плакать заставлял,
Ему казалось: я притворно плачу.
Когда пред ним я голову склонял,
Ему казалось: я усмешку прячу.
А я всю жизнь работал на него,
Ложился поздно, поднимался рано.
Любил его. И за него был ранен.
Но мне не помогало ничего.
А я возил с собой его портрет.
В землянке вешал и в палатке вешал —
Смотрел, смотрел,
И с каждым годом мне всё реже, реже
Обидною казалась нелюбовь.
И ныне настроенья мне не губит
Тот явный факт, что испокон веков
Таких, как я, хозяева не любят. |
Не очень дружные аплодисменты – то ли дело, как
провожали Роберта Рождественского или даже убогого Эдуарда Асадова! –
потонули в шуме, а какие-то особо ретивые ревнители (такие всегда
найдутся, в любом собрании) даже стали свистеть. Опять же не ручаюсь за
абсолютную точность, но так мне сейчас вспоминается, что Борис Абрамович
чуть ли не с минуту стоял перед залом, как бы вглядываясь в лица, а потом
резко развернулся и ушёл со сцены. Не сел за стол президиума, где сидели
другие участники вечера, а ушёл совсем…
Много-много лет спустя, в предисловии Даниила Гранина к
сборнику прозы и стихов Б.Слуцкого «Записки о войне» (С.Петербург, 2002) я
прочитал следующее: «Одним из первых он понял, посмел сформулировать для
всех нас взаимоотношения поэта и власти, когда написал А мой хозяин не
любил меня…». Гранин дружил со Слуцким, знал его давно и близко, и это
свидетельство вернее любых документов подтверждает то, что в
подтверждениях не нуждалось изначально. Замечательный поэт Борис
Слуцкий всегда был честен перед Богом и перед людьми. В каждой своей
строке. Ему случалось ошибаться и заблуждаться – что делать, он был сыном
своей эпохи, такой жестокой и несправедливой. Но никогда он не сказал и не
написал ни единого слова сознательной лжи. Так было и в тот декабрьский
день – День поэзии.
Март 2003
|