Наум БАСОВСКИЙ
 
ВОСПОМИНАНИЕ  О  ДНЕ  ПОЭЗИИ
  
Москва. 1962-й год. Декабрь.
Густой людской поток движется во Дворец спорта в Лужниках, он же Ледовый стадион. Но это не любители хоккея – это любители стихов. Сегодня в Москве – День поэзии.
Уже много позже, изредка встречаясь на поэтических вечерах с истинными ценителями ритмического слова, я понял, что их немного. Очень немного. В любом случае они не образуют толпу, даже в таком огромном городе, как Москва.
Но Ледовый стадион вмещает 14 тысяч зрителей! И все билеты давно проданы, и на дальних подступах к Лужникам, ещё у метро, вас встречают страждущие: нет ли лишнего билетика? Что же это за феномен такой – День поэзии?
Я не открою Америки, если скажу: в стране, элементарно лишённой свободной прессы и вообще любой свободы слова, оставалась одна отдушина – стихи. Странная субстанция, в которой можно сказать многое, ничего прямо не называя. Субстанция, в которой между строк можно было прочитать не меньше, чем в строках. А иногда и больше. И ничего никому не объяснишь, и ничего никому не докажешь, а всё-таки… И власти предержащей не к чему придраться. То есть исполнители идеологического надзора всегда находили, к чему придраться, но можно и поспорить, и откреститься от самых нелепых обвинений: да как вы, мой дорогой, могли даже подумать!..  Странная субстанция, которую вполне можно было определить знаменитой (но более поздней) формулой Булата Окуджавы: глоток свободы.
Кстати, должен выступать Окуджава. И Евтушенко, и Вознесенский, и Ахмадулина, и Рождественский – все тогдашние кумиры. Хрущёвская оттепель уже на закате, через два года и вовсе кончится, но пока ещё молодые поэты что-то себе «позволяют», и это будоражит толпу. Мало кто пока что понимает, что это не они позволяют, а им позволяют…
Кумиры действительно выступили все, кроме Евтушенко, оказавшегося, как водится, за границей. Помнится, что самый шумный успех в тот вечер выпал на долю Андрея Вознесенского, только что вернувшегося из очередной зарубежной поездки, кажется в Штаты, и читавшего вперемешку разоблачительные и восторженные стихи. Он стоял на краю сцены в каком-то невероятно красивом, явно зарубежном голубом свитере с двумя наискось вправо и влево идущими белыми полосами, образующими огромную латинскую букву V, и можно было только строить предположения – это означает Voznesensky или V
ictory?
В общем-то хорошо принимали всех. И Беллу Ахмадулину, и Леонида Мартынова, и Булата с его гитарой, и Виктора Бокова с его балалайкой (было и такое!), и Павла Антокольского, и Семёна Кирсанова, и даже Александра Безыменского, который, подхватывая рукой выпадающую челюсть и вставляя её обратно, с комсомольским задором прокричал: «Мы – молодая гвардия рабочих и крестьян!»
И только Борис Слуцкий в этот вечер оказался не в фаворе.
Я уже достаточно давно знал и любил стихи Слуцкого, а кое-что помнил наизусть – например, прекрасное, на мой взгляд, стихотворение, начинавшееся строчками «Словно луг запах / в самом центре городского быта: / человек прошёл – а на губах / песенка забыта». Неоднократно читал это стихотворение тем своим приятелям из числа любителей поэзии, кто обвинял Слуцкого в излишней «прозаизации» стиха. И оппоненты мои обычно не находили аргументов против этой пронзительной лирики.
Очень любил я и стихотворение Слуцкого «Последнею усталостью устав…». По сегодняшний день убеждён, что это вообще одно из самых замечательных стихотворений о войне, написанных по-русски:    

Последнею усталостью устав,
 Предсмертным равнодушием охвачен,
 Большие руки вяло распластав,
 Лежит солдат.
 Он мог лежать иначе,
 Он мог лежать с женой в своей постели,
 Он мог не рвать намокший кровью мох,
 Он мог...
 Да мог ли? Будто? Неужели?
 Нет, он не мог.
 Ему военкомат повестки слал.
 С ним рядом офицеры шли, шагали.
 В тылу стучал машинкой трибунал.
 А если б не стучал, он мог?
 Едва ли.
 Он без повесток, он бы сам пошел.
 И не за страх — за совесть и за почесть.
 Лежит солдат — в крови лежит, в большой,
 А жаловаться ни на что не хочет.
 

Что же произошло в этот зимний вечер? Почему Борис Слуцкий не был, как говорится, принят многотысячным залом?
Поэт тогда, помнится, прочитал только два стихотворения. Оба были – о Сталине.
Чтобы понять реакцию слушателей, видимо, нужно напомнить политические реалии того времени.
Всего за год до того состоялся ХХII-й съезд КПСС, на котором по докладу Никиты Хрущёва было принято решение вынести Сталина из мавзолея. Это означало уже полное развенчание ещё так недавно всемогущего тирана. Естественно, что наряду с людьми, которые искренне радовались наступившим переменам, нашлось немало угодников, ставших «разоблачать» Сталина потому, что так сложилась политическая конъюнктура.
А теперь представьте себе, что к микрофону подходит поэт и говорит: – Я прочитаю стихи, написанные в конце сороковых…
И читает следующее: 

Мы все ходили под богом.
 У бога под самым боком.
 Он жил не в небесной дали,
 Его иногда видали
 Живого. На мавзолее.
 Он был умнее и злее
 Того — иного, другого,
 По имени Иегова,
 Которого он низринул,
 Извёл, перевел на уголь,
 А после из бездны вынул
 И дал ему стол и угол.
 Мы все ходили под богом.
 У бога под самым боком.
 Однажды я шёл Арбатом,
 Бог ехал в пяти машинах.
 От страха почти горбата
 В своих пальтишках мышиных
 Рядом дрожала охрана.
 Было поздно и рано.
 Серело. Брезжило утро.
 Он глянул жестоко,
                                   мудро
 Своим всевидящим оком,
 Всепроницающим взглядом.
  
 Мы все ходили под богом.
 С богом почти что рядом.
 

До сих пор помню своё тогдашнее ощущение: мне стало холодно, будто по залу прошёл ледяной ветер. Мне казалось, что я сам стою на Арбате, а мимо проносится автомобиль, из которого кто-то пронизывает меня «всевидящим взглядом». Так мало было слов в этом стихотворении и так много было сказано!
Но, видимо, не все восприняли стихи Слуцкого, как я. Сидевший рядом мужчина интеллигентного вида, по возрасту существенно старше меня, хмыкнул и сказал примерно следующее – естественно, за давностью лет не ручаюсь за дословную передачу: – Ну да, в конце сороковых!.. Вчера написал! А тогда, небось, молчал в тряпочку…
По залу прошёл словно бы какой-то глухой ропот.
Слуцкий помедлил, даже вроде бы обернулся к столу президиума – так мне помнится; кажется, даже что-то начал говорить ведущему вечер Алексею Суркову. Но оборвал себя, снова приблизился к микрофону и стал читать дальше: 

А мой хозяин не любил меня —
 Не знал меня, не слышал и не видел,
 А всё-таки боялся, как огня,
 И сумрачно, угрюмо ненавидел.
 Когда меня он плакать заставлял,
 Ему казалось: я притворно плачу.
 Когда пред ним я голову склонял,
 Ему казалось: я усмешку прячу.
 А я всю жизнь работал на него,
 Ложился поздно, поднимался рано.
 Любил его. И за него был ранен.
 Но мне не помогало ничего.
 А я возил с собой его портрет.
 В землянке вешал и в палатке вешал —
 Смотрел, смотрел,
 И с каждым годом мне всё реже, реже
 Обидною казалась нелюбовь.
 И ныне настроенья мне не губит
 Тот явный факт, что испокон веков
 Таких, как я, хозяева не любят.
 

Не очень дружные аплодисменты – то ли дело, как провожали Роберта Рождественского или даже убогого Эдуарда Асадова! – потонули в шуме, а какие-то особо ретивые ревнители (такие всегда найдутся, в любом собрании) даже стали свистеть. Опять же не ручаюсь за абсолютную точность, но так мне сейчас вспоминается, что Борис Абрамович чуть ли не с минуту стоял перед залом, как бы вглядываясь в лица, а потом резко развернулся и ушёл со сцены. Не сел за стол президиума, где сидели другие участники вечера, а ушёл совсем…
Много-много лет спустя, в предисловии Даниила Гранина к сборнику прозы и стихов Б.Слуцкого «Записки о войне» (С.Петербург, 2002) я прочитал следующее: «Одним из первых он понял, посмел сформулировать для всех нас взаимоотношения поэта и власти, когда написал А мой хозяин не любил меня…». Гранин дружил со Слуцким, знал его давно и близко, и это свидетельство вернее любых документов подтверждает то, что в подтверждениях не нуждалось изначально.  Замечательный поэт Борис Слуцкий всегда был честен перед Богом и перед людьми. В каждой своей строке. Ему случалось ошибаться и заблуждаться – что делать, он был сыном своей эпохи, такой жестокой и несправедливой. Но никогда он не сказал и не написал ни единого слова сознательной лжи. Так было и в тот декабрьский день – День поэзии.

Март 2003

 


вверх | назад

Hosted by uCoz